Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1031817-6 "О государственной монополии на производство и оборот табака", внесенному депутатами Государственной Думы М.В. Дегтяревым, А.Н. Диденко, а также А.А. Ищенко в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается ввести государственную монополию на производство и оборот табака и установить, что "производство и оборот табака осуществляется исключительно организациями, имеющими лицензию на производство и оборот табака, с которыми государство в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти заключило договор на производство и оборот табака" (части 1 и 2 статьи 1 законопроекта).
Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определяет, в каких целях осуществляется лицензирование отдельных видов деятельности.
Согласно части 3 статьи 2 указанного Федерального закона к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение соответствующего ущерба и "регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием".
В связи с этим обращаем внимание на то, что в отношении табачной продукции действует Федеральный закон от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" (далее - Федеральный закон N 268-ФЗ).
Кроме того, принимая во внимание, что законопроектом предлагается установить лицензионный порядок деятельности организаций, осуществляющих производство и оборот табака, обращаем внимание на необходимость обсуждения вопроса о внесении соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления государственной пошлины за предоставление лицензий уполномоченными органами таким организациям.
В части 2 статьи 1 законопроекта необходимо уточнить, о каком уполномоченном федеральном органе исполнительной власти идет речь. При этом полагаем, что формулировка "в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти" нуждается в корректировке в части указания на то, каким органом государственной власти и в каком порядке определяется названный уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Учитывая, что согласно части 3 статьи 1 проекта под "оборотом табака" понимается в том числе его экспорт и импорт, отмечаем, что в статье 26 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" определено, что право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. При этом перечень организаций, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Одновременно полагаем, что предлагаемое в части 3 статьи 1 законопроекта определение понятия "оборот табака" ("экспорт, импорт, поставки, закупка, оптовая и розничная торговля") является некорректным, в том числе поскольку в нем используются отдельные термины, содержащиеся в определении понятия "реализация табачной продукции", предусмотренного пунктом 27 статьи 2 Федерального закона N 268-ФЗ ("поставка и (или) розничная продажа табачной продукции на территории Российской Федерации (за исключением экспорта)").
Кроме того, терминология наименования и текста законопроекта не соответствует терминологии Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Федеральный закон N 15-ФЗ) и терминологии Федерального закона N 268-ФЗ. Так, в указанных федеральных законах не используются термины "производство табака" и "оборот табака", а следовательно, и "деятельность по производству и обороту табака".
В части 1 статьи 2 законопроекта предлагается установить перечень мер, обеспечивающих государственную монополию на производство и оборот табака.
В отношении такой меры, как установление государственных стандартов в области производства и оборота табака (пункт 1 части 1 статьи 2 проекта) следует учесть нормы Федерального закона от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 162-ФЗ), в соответствии с которыми в национальной системе стандартизации разрабатываются и принимаются национальные стандарты Российской Федерации, которые носят добровольный характер (см. пункты 1, 2, 5 статьи 2, пункт 1 статьи 4, часть 1 статьи 26 Федерального закона N 162-ФЗ). При этом одним из принципов стандартизации является "соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам" (см. пункт 8 статьи 4 Федерального закона N 162-ФЗ), которыми устанавливаются обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (в том числе продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, реализации) (см. статью 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
Также отмечаем, что используемая в законопроекте формулировка "иные меры государственного регулирования производства и оборота табака, не урегулированные настоящим Федеральным законом" (см. пункт 9 части 1 статьи 2 проекта) носит неопределенный характер и нуждается в уточнении.
Согласно части 2 статьи 2 законопроекта Правительство Российской Федерации "в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами" устанавливает порядок обеспечения мер по реализации государственной монополии в области производства и оборота табака. Однако постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации (статья 2 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"), в связи с чем указание на "другие нормативные правовые акты" необходимо привести в соответствие с указанным Федеральным конституционным законом.
Также отмечаем, что сроки, указанные в статьях 1, 3 и 4 законопроекта (1 января 2017 года), истекли.
Учитывая изложенное, полагаем, что проект федерального закона нуждается в дополнительном обосновании и обсуждении.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.