Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 152217-7 "О внесении изменений в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (о расширении перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21-1 Кодекса), внесенному Законодательным Собранием Свердловской области
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 22 июня 2017 года (протокол N 53, пункт 48) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 152217-7 "О внесении изменений в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (о расширении перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21-1 Кодекса), внесенный Законодательным Собранием Свердловской области.
Законопроект предусматривает предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях за нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства по дорогам регионального, межмуниципального и местного значения соответственно.
По данному законопроекту Комитет считает необходимым отметить следующее.
В настоящее время в соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) правом составления протоколов об указанных административных правонарушениях обладают должностные лица органов государственной инспекции безопасности дорожного движения (статья 23.3. КоАП РФ) и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор (статья 23.36 КоАП РФ).
При этом согласно части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются в том числе поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. В том числе это может быть информация, полученная от указанных органов при осуществлении регионального и муниципального государственного надзора и контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения соответственно. Это не требует наделения их какими-либо дополнительными полномочиями.
Обычно такие нарушения выявляются органами государственной инспекции безопасности дорожного движения при осуществлении проверок на дорогах. Из законопроекта не ясно, каким образом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления будут выявлять правонарушителей, если они лишены полномочий в области контроля за дорожным движением.
Кроме того, непонятно, почему полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях предполагается наделить указанные органы только по составу, предусмотренному статье 12.21.1 КоАП РФ "Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства". Данное полномочие позиционируется как полномочие в рамках контроля за сохранностью автомобильных дорог. Однако, во-первых, данное правонарушение посягает не только на сохранность автомобильных дорог, и во-вторых, вред дорогам может быть причинен и при совершении иных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ (например, 12.21, 12.21.2 и др.).
В концепцию частей 6.1 и 7 статьи 28.3 КоАП РФ предлагаемое дополнение не вписывается, так как этих части предметно посвящены установлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по составлению протоколов об административных правонарушениях исключительно в сфере осуществления государственного и муниципального контроля, государственного и муниципального финансового контроля.
Вместе с тем Комитет последовательно придерживается позиции, что полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по составлению протоколов об административных правонарушениях подлежат расширению. Последние следует наделить данным полномочием во всех случаях обнаружения признаков административного правонарушения при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Подобные изменения необходимо осуществлять комплексно, а не точечно.
Таким образом, рассматриваемый законопроект представляется недостаточно проработанным и обоснованным.
В связи с вышеизложенным Комитет не поддерживает указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.