Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 184763-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (в части устранения коллизии в отношении закрытых административно-территориальных образований), внесенный членами Совета Федерации О.В. Цепкиным, И.А. Гехт, А.Г. Дмитриенко, В.К. Кравченко; депутатами Государственной Думы Д.П. Москвиным, А.Г. Литовченко, В.В. Бахметьевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закон N 184763-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенным членами Совета Федерации О.В. Цепкиным, И.А. Гехт, А.Г. Дмитриенко, В.К. Кравченко; депутатами Государственной Думы Д.П. Москвиным, А.Г. Литовченко, В.В. Бахметьевым, и отмечает следующее.
Нормами законопроекта предлагается внести изменения в часть 1.1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ) предусматривающие, что решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, за исключением закрытых административно-территориальных образований (далее - ЗАТО), принимаются в соответствии со статьей 34 данного Федерального закона.
Положения части 1 статьи 34 Федерального закона N 473-ФЗ определяют, что территории опережающего социально-экономического развития создаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и с учетом особенностей, установленных данной статьей, на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, за исключением муниципальных образований, на территориях которых созданы территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом согласно нормам части 1.1 указанной статьи Федерального закона N 473-ФЗ решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения, и монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) со стабильной социально-экономической ситуацией, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, принимаются на основании критериев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, и должны содержать обоснования целесообразности их создания с учетом действующих льготных режимов на территориях указанных монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов).
Необходимо также отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона N 473-ФЗ в отношении территорий опережающего социально-экономического развития, указанных в части 1 данной статьи, не применяются положения данного Федерального закона, за исключением пунктов 3, 4, 8, 9 статьи 17 указанного Федерального закона.
Из пояснительной записке к законопроекту следует, что внесение предусмотренных в нем изменений необходимо, чтобы распространить на территории ЗАТО, включенных в перечень, предусмотренный в части 1.1 указанной статьи Федерального закона N 473-ФЗ, приобретающих статус территорий опережающего социально-экономического развития, общие положения Федерального закона N 473-ФЗ, устанавливающие значительное количество преференций для соответствующих территорий.
В то же время необходимо учитывать, что согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона N 473-ФЗ под территорий опережающего социально-экономического развития понимается часть территории субъекта Российской Федерации, включая ЗАТО, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
Однако специальным законодательным актом, определяющим порядок организации и деятельности ЗАТО, является Закон Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - Закон N 3297-1), которым определяется правовой режим ЗАТО, меры государственной поддержки граждан, проживающих и (или) работающих в ЗАТО, и особенности организации местного самоуправления в ЗАТО.
При этом согласно статье 1 Закона N 3297-1 под ЗАТО понимается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в порядке, предусмотренном статьей 2 данного Закона, в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов, для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Территория и границы ЗАТО определяются исходя из особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов
Таким образом, цели создания территорий опережающего социально-экономического развития и ЗАТО, порядок управления указанными территориями, меры их государственной поддержки, порядок осуществления деятельности на таких территориях, предусмотренные в указанных законодательных актах, существенно различаются. В частности, в Законе N 3297-1 отсутствуют такие понятия как резидент территории опережающего социально-экономического развития, управляющая компания, права и обязанности в отношении данных территорий осуществляют не только федеральные органы исполнительной власти, но и государственные корпорации "Росатом" и "Роскосмос", в ведении которых находятся организации и (или) объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
В связи с этим статус территории опережающего социально-экономического развития в отношении ЗАТО должен иметь вспомогательный, но не основной характер и на территориях ЗАТО, имеющих двойной статус, нельзя распространить значительную часть положений Федерального закона N 473-ФЗ.
Полагаем, что в отношении ЗАТО, имеющих статус территорий опережающего социально-экономического развития, в Федеральном законе N 473-ФЗ необходимо установить особое правовое регулирование в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения, которое не противоречило бы базовым принципам Закона N 3297-1, определяющего особый статус ЗАТО. Например, для указанных ЗАТО можно разработать специальную программу развития предпринимательской и инвестиционной деятельности на соответствующих территориях.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект при условии учета указанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.