Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 188813-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 13 июня 2017 года (протокол N 51, п. 86) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (далее - Комитет) рассмотрен проект федерального закона N 188813-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Данный законопроект предполагает комплексное внесение изменений в Федеральный закона "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости", вследствие выявленных в ходе практики правоприменения проблем в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории Дальневосточного федерального округа.
Законопроект, среди прочего, предусматривает возможность для граждан подавать необходимые документы не только непосредственно в орган регистрации прав, но и через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг на всей территории Российской Федерации.
Ряд изменений направлен на урегулирование вопросов с возможным отказом в предоставлении земельного участка гражданину. Так, в случаях, когда образуемый земельный участок пересекает границы других земельных участков либо границы территориальной зоны, населенного пункта, муниципального образования или ограничивает доступ к иным земельным участкам, с согласия гражданина границы участка могут быть скорректированы либо гражданину может быть предоставлен иной земельный участок.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что предусмотренные законопроектом изменения направлены на повышение эффективности реализации Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ) на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и уменьшение количества отказов в предоставлении гражданам земельных участков в безвозмездное пользование.
В рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
Проектируемыми положениями статьи 1 законопроекта в части дополнения части 2 статьи 3 и проектируемой части 3.2. статьи 3 Федерального закона N 119-ФЗ положением о передаче функций по нормативно-правовому регулированию в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости в части установления формы и требований к электронному документу, предусмотренному часть 3.1. статьи 3 Федерального закона N 119-ФЗ, от Министерства экономического развития Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации") Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития России), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ (Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 N 664 "О Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока").
Так, представляется необоснованным предложение авторов о возложении на Минвостокразвития России функций по установлению требований к схеме размещения земельного участка на публичной кадастровой карте, что противоречит как установленному в данной сфере деятельности нормативно-правовому регулированию, так и требует соответствующего кадрового обеспечения и дополнительных административных расходов на осуществление указанных функций указанным федеральным органом исполнительной власти.
Вместе с тем, положения подпункта "в" пункта 4 статьи 1 законопроекта в части обязательного приложения к представляемому в орган регистрации прав заявлению, указанному в пункте 2 части 1 статьи 6 Федерального закона N 119-ФЗ (часть 5 статьи 6) схемы размещения образуемого земельного участка (далее - схема размещения) на публичной кадастровой карте в форме электронного документа, подготовленной с использованием федеральной информационной системы, и решение уполномоченного органа о её утверждении, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета такого земельного участка дублируют положения статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), согласно которым указанная схема размещения или межевой план являются основанием для кадастрового учета до 1 января 2035 года.
Вместе с тем, в редакции законопроекта части 5.1. статьи 9 Федерального закона N 119-ФЗ в случае отказа гражданина или уклонения от исполнения обязанности провести рекультивацию нарушенных земель, мероприятия по рекультивации нарушенных земель проводятся уполномоченным органом или привлекаемыми им организациями с последующим возмещением с произведенных расходов за счет гражданина.
При этом механизм оценки размера вышеназванных расходов, порядка их возмещения, а также ответственность за неисполнение указанных обязательством законопроектом не предусматривается.
Комитет обращает внимание и на то, что для реализации данных полномочий потребуются дополнительные расходы из бюджетов соответствующих уровней.
В части проектируемых подпунктом "к" пункта 6 статьи 1 норм законопроекта по установлению публичного сервитута следует отметить, что Федеральным законом N 119-ФЗ предусматривается формирование новых земельных участков, вследствие чего их формирование без обеспечения доступа с земель общего пользования не допускается (пункт 26 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ).
Подпунктом "б" пункта 5 статьи 1 законопроекта предлагается снять запрет на предоставление гражданам земельных участков, на которых расположены защитные леса отдельных категорий, которые имеют важнейшее природоохранное значение, особенно в геоклиматических условиях Дальнего Востока.
Согласно части 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Следует также отметить, что на охрану защитных лесов направлен принятый 07.06.2017 г. Государственной Думой в первом чтении проект федерального закона N 140177-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и особо защитных участков лесов", внесенный Правительством Российской Федерации.
Более того, представляется сомнительным для реализации проектируемое законопроектом положение пункта 12.1 статьи 10 Федерального закона N 119-ФЗ в части закрепления в договоре аренды земельного участка из состава земель лесного фонда обязательства гражданина обеспечить проведение мероприятий по лесовосстановлению в случае досрочного прекращения такого договора, в отношении защитных лесов.
Аналогичное сомнение вызывает и предусматриваемая законопроектом возможность предоставления земельных участков, расположенных в границах охотничьих угодий, за исключением случаев, когда на испрашиваемом земельном участке размещен объект охотничьей инфраструктуры в границах охотничьих угодий, используемых на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, либо испрашиваемый земельный участок подлежит предоставлению в аренду для размещения объектов охотничьей инфраструктуры в соответствии с охотхозяйственным соглашением или соглашением о государственно-частном партнерстве.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) охотничьими угодьями признаются территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Предоставление земельных участков, расположенных на территории общедоступных охотничьих угодий повлечет уменьшение их площади, которая согласно статьи 7 Федерального закона N 209-ФЗ должна составлять не менее двадцати процентов от общей площади охотничьих угодий на территории любого субъекта Российской Федерации, а также приведет к проблемам в правоприменительной практике.
Таким образом, вопрос о целесообразности предоставления гражданам земельных участков из состава земель лесного фонда и охотничьих угодий требует дополнительной детальной проработки.
По мнению Комитета, решение задачи по привлечению населения в субъекты Российской Федерации, расположенные на территории Дальнего Востока должно проецироваться в плоскости комплексного создания долгосрочных мотивационных стимулов, с сохранением уникального геоландшафта данного региона, а не в достижении быстрого и краткосрочного эффекта с нанесением заметного ущерба природно-климатическим ресурсам данных территорий.
При этом, отмечая необходимость решения задачи сбалансированного расселения населения на территории Российской Федерации и решения социально-демографических проблем приграничных территорий, включая Дальневосточный федеральный округ, с учетом положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 N 13, Комитет считает целесообразными предложения законопроекта в части упрощения процедуры подачи гражданами необходимых документов не только непосредственно в орган регистрации прав, но и через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг на всей территории Российской Федерации.
На основании изложенного Комитет считает возможным поддержать проект федерального закона N 188813-7 с указанием необходимости его доработки ко второму чтению с учетом замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.