Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 188810-7 "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части исключения запрета проверки требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, по отдельным вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений"
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 188810-7 "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части исключения запрета проверки требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, по отдельным вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом вносится изменение в статью 27 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с тем, чтобы отсрочить до 1 июля 2022 года применение п. 1.1 ст. 15 "Ограничения при проведении проверки" Федерального закона N 294-ФЗ при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в отдельных областях трудовых отношений - в области применения единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, установления районных коэффициентов к заработной плате и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, а также в других местностях с особыми климатическими или экологическими условиями, в том числе в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, иных гарантий и компенсаций за работу в указанных районах и местностях.
Пункт 1.1 ст. 15 Федерального закона N 294-ФЗ с 1 июля 2017 года вводит запрет для должностных лиц органов государственного (муниципального) контроля (надзора) проверять выполнение требований, "установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации". Данный пункт принят в 2014 году Федеральным законом N 307-ФЗ и направлен на стимулирование процессов актуализации отраслевого законодательства Российской Федерации в различных сферах деятельности. Вызвано это было необходимостью инвентаризации подлежащих контрольно-надзорным проверкам обязательных требований в целях предупреждения злоупотреблений должностных лиц контрольно-надзорного органа.
Следует отметить, что Федеральный закон N 294-ФЗ устанавливает общие правовые нормы осуществления государственной (муниципальной) контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации. Положение п. 1.1. ст. 15, в частности, также имеет общий характер и распространяется на все подпадающие под сферу регулирования Федерального закона N 294-ФЗ виды контроля (надзора).
Частью 4 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ определен перечень видов государственного контроля (надзора), которые имеют регулируемые специальными федеральными законами правовые особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры. Пунктом 12 данного перечня к таким видам контроля (надзора) отнесен федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Так, в сфере трудовых отношений специальным законодательным актом по регламентации особенностей проведения контрольно-надзорных проверок является, прежде всего, Трудовой кодекс Российской Федерации - Глава 57 "Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права". Развивая положения Трудового кодекса РФ, также приняты Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 г. N 875 (в ред. 16.02.2017 г.) "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" и Приказ Минтруда России от 21.04.2017 г. N 377н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда".
Между тем, сфера трудовых отношений одна из немногих, правовое регулирование которой в значительной степени связано с законодательством СССР и РСФСР. Принимая во внимание широкий спектр действующего до настоящего времени законодательства СССР и РСФСР, обязательного к исполнению в сфере трудовых отношений, которым обеспечивается и гарантируется защита социально значимых трудовых прав граждан, ст. 423 "Применение законов и иных нормативных правовых актов" Трудового кодекса РФ установлено соотношение применения норм права - "до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу РФ".
Законопроект призван согласовать и унифицировать без ущерба для трудовых прав граждан процессы совершенствования правового регулирования, происходящие в сфере государственной (муниципальной) контрольно-надзорной деятельности и в сфере трудовых отношений. Для пересмотра, систематизации и инкорпорирования актов СССР и РСФСР в законодательство Российской Федерации, которые имеют достаточно узкое и специальное применение, но крайне важные и необходимые для сохранения трудовых прав граждан, проживающих и работающих, к примеру, в районах Крайнего Севера, требуется дополнительное время.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает проект федерального закона N 188810-7 "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части исключения запрета проверки требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, по отдельным вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений" и предлагает его принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.