Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 187910-7 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (в части авансовых платежей при заключении бюджетными и автономными учреждениями договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, а также оптимизации операций, связанных с использованием остатков средств бюджетных и автономных учреждений),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 187910-7 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Нормами законопроекта предлагается внести изменения в положения Федеральных законов от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", устанавливающие, что автономные и бюджетные учреждения при заключении договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг предусматривают авансовые платежи, объемы которых не должны превышать предельные размеры авансовых платежей, определенные в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения, для получателей средств соответствующего бюджета.
Ограничения размера авансовых платежей при заключении бюджетными и автономными учреждениями договоров (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, исполнение которых осуществляется за счет бюджетных средств, перечисляемых этим учреждениям, необходимо в целях повышения эффективности использования этих средств бюджетными и автономными учреждениями.
Проектируемая новая часть 3.19-1 статьи 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" предусматривает, что остатки средств федеральных автономных учреждений на счетах территориальных органов Федерального казначейства, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, на которых отражаются операции со средствами таких автономных учреждений, могут перечисляться с указанных счетов в федеральный бюджет с их возвратом на счета, с которых они были ранее перечислены, в целях исполнения расчетных документов, представленных федеральными автономными учреждениями в территориальные органы Федерального казначейства, в сроки, предусмотренные частью 3.21 данной статьи, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Нормами законопроекта также предлагается уточнить положения части 3.20 статьи 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях". Согласно данным уточнениям остатки средств автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных автономных учреждений) на счетах территориальных органов Федерального казначейства (открытых в случаях, предусмотренных частью 3.1 данной статьи), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, на которых отражаются операции со средствами автономных учреждений, могут перечисляться с указанных счетов в соответствующий бюджет. При этом в законопроекте предусматривается условие о необходимости их возврата на счета, с которых они были ранее перечислены, в целях исполнения расчетных документов, представленных автономными учреждениями в территориальные органы Федерального казначейства, в сроки, предусмотренные частью 3.21 данной статьи, а также при завершении текущего финансового года, но не позднее 31 декабря текущего финансового года в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Нормами законопроекта в отношении бюджетных учреждений предлагается установить аналогичные положения в части порядка перечисления остатков средств со счетов бюджетных учреждений в соответствующий бюджет и их возврата на счета бюджетных учреждений, с которых они были ранее перечислены.
Данные положения законопроекта позволяют оптимизировать операции, связанные с привлечением средств государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений в соответствующий бюджет в целях повышения ликвидности единого счета бюджета и их возвратом на счета, с которых они были ранее перечислены указанными учреждениями. Указанный механизм перечисления остатков средств бюджетных и автономных учреждений предоставляет дополнительную возможность финансовым органам избежать дополнительных расходов бюджетов, связанных с уплатой процентов по кредитам кредитных организаций, привлекать временно свободные денежные средства для своевременного покрытия расходов бюджетов по обслуживанию государственного (муниципального) долга (например, своевременно погасить кредит в кредитной организации), оперативно направлять средства для покрытия временных кассовых разрывов по приоритетным в текущий момент расходным обязательствам публично-правового образования.
В то же время непосредственно в законопроекте (как и в действующих положениях Федеральных законов от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ и от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ) не определены понятие "остатки бюджетных средств на счетах автономных и бюджетных учреждений", принципы их определения (например, неиспользование данных средств в установленный срок), рамочные условия принятия решений о зачислении данных средств на счет соответствующего бюджета и приоритетность направлений их временного использования до даты обратного зачисления этих средств на счета указанных учреждений, а также гарантии их своевременного возврата на счета таких учреждений. Полагаем, что основополагающие подходы и принципы решения данных вопросов должны быть определены непосредственно в указанных законодательных актах, а не в подзаконных актах, что может вызвать широкое или произвольное усмотрение в реализации данных вопросов.
Между тем критерий определенности правовой нормы как конституционное требование к законодателю был сформулирован в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.1995 N 3-П. Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П).
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.