Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 июня 2017 г. N 5-АПГ17-43
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе правительства Москвы на решение Московского городского суда от 17 января 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Содействие - ФОК" о признании недействующим пункта 1886 приложения 1 к постановлению правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя правительства Москвы Федотова П.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей ООО "Содействие - ФОК" Романова Е.Ю. и Волжиной Т.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, опубликованным 28 ноября 2014 года на официальном сайте правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Согласно пункту 1886 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2016 год, включено здание с кадастровым номером 77:06:0007003:1119, площадью 2282,80 кв. метров, расположенное по адресу: город Москва, улица Профсоюзная, д. 124 а.
ООО "Содействие - ФОК" (далее - общество), являющееся собственником указанного объекта недвижимости, обратилось в суд с административным иском о признании недействующим пункта 1886 приложения 1 к постановлению правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, ссылаясь на то, что принадлежащее ему здание, включено в Перечень на основании акта Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) от 3 июня 2015 года, согласно которому 100% здания фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Административный истец полагает, что вывод об офисном характере использования здания сделан сотрудниками Госинспекции по формальным признакам, без фактического осмотра здания и без установления фактической площади занимаемой офисной инфраструктуры; информация о том, что сотрудники Госинспекции не были допущены в здание, не соответствует действительности, поскольку доступ в здание является свободным. Более того, должностные лица контролирующего органа не извещали о своем намерении провести осмотр помещения и не предпринимали никаких действий, направленных на фактический осмотр помещений.
Вместе с тем, спорное здание используется административным истцом как физкультурно-оздоровительный центр, и как торговое ни в 2016 году, ни ранее не использовалось.
Поскольку здание, включенное в Перечень, не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, оспариваемая норма противоречит приведённым законоположениям и нарушает права общества, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Московского городского суда от 17 января 2017 года административный иск удовлетворен, пункт 1886 приложения 1 к постановлению правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП признан недействующим с 1 января 2016 года.
В апелляционной жалобе правительство Москвы просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен на территории города Москвы Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 1.1 поименованного регионального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения объектов бытового обслуживания в случаях, если фактически не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) было определено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 поименованной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок) утверждён постановлением правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
В силу пункта 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, нежилое здание с кадастровым номером 77:06:0007003:1119, площадью 2282,80 кв. метров, расположенное по адресу: город Москва, улица Профсоюзная, д. 124а, включено в оспариваемый Перечень на 2016 год на основании акта Госинспекции от 3 июня 2015 года N 9064647 исходя из критерия фактического использования объекта недвижимости, согласно которому 100% здания фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Из содержания данного акта следует, что доступ в помещения здания сотрудникам Госинспекции не предоставлен.
Удовлетворяя заявленные требования, суд установил, что акт Госинспекции от 3 июня 2015 года составлен на основании визуального осмотра фасада здания и документов технического учета и объективно не подтверждает фактическое использование здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, поскольку в нарушение требований пункта 3.6 Порядка, в акте отсутствует указание на выявленные признаки размещения в здании офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; приложенные к акту фотоматериалы фасада здания не подтверждают фактическое использование более 20% помещений в здании для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; в акте не приведены обстоятельства, препятствующие доступу сотрудников Госинспекции в обследуемое здание.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции был допрошен проводивший обследование здания инспектор Госинспекции Тимофеев П.А., который не смог пояснить, на основании каких доказательств он пришел к выводу об использовании 100% площади здания под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, и кем ему было отказано в допуске на обследуемый объект.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что более 20% нежилых помещений имеют самостоятельное офисное назначение, административным ответчиком не представлено.
Напротив, согласно представленному административным истцом акту Госинспекции от 2 сентября 2016 года здание фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, т.к. объекты торговли и бытового обслуживания занимают менее 20% площади здания, а именно 12,18%, о чем свидетельствуют приложенные к акту фотоматериалы, экспликация и поэтажный план здания.
Представленные административным истцом доказательства, опровергающие фактическое использование здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, суд правомерно счел относимыми, допустимыми и достаточными, оценив их в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах выводы суда о противоречии оспариваемой нормы положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" соответствуют фактическим обстоятельствам дела и являются правильными.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 17 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 июня 2017 г. N 5-АПГ17-43
Текст определения официально опубликован не был