Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 964592-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в части создания специализированных мест для анонимного оставления ребенка),
внесенному членами Совета Федерации Л.С. Гумеровой, Е.В. Афанасьевой, А.И. Отке, С.П. Горячевой, Н.Н. Болтенко, В.С. Тимченко, В.В. Полетаевым, В.М. Бочковым, В.А. Петренко, В.И. Круглым, А.И. Широковым, Э.В. Исаковым, Л.В. Козловой, В.М. Джабаровым, Р.Э. Гольдштейном, Е.В. Поповой, Т.Р. Лебедевой, депутатом Государственной Думы А.А. Журавлевым, а также В.С. Сондыковым, И.Н. Шубиным, В.А. Тюльпановым в период исполнения ими полномочий членов Совета Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 964592-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в части создания специализированных мест для анонимного оставления ребенка), внесенный членами Совета Федерации Л.С. Гумеровой, Е.В. Афанасьевой, А.И. Отке, С.П. Горячевой, Н.Н. Болтенко, В.С. Тимченко, В.В. Полетаевым, В.М. Бочковым, В.А. Петренко, В.И. Круглым, А.И. Широковым, Э.В. Исаковым, Л.В. Козловой, В.М. Джабаровым, Р.Э. Гольдштейном, Е.В. Поповой, Т.Р. Лебедевой, депутатом Государственной Думы А.А. Журавлевым, а также В.С. Сондыковым, И.Н. Шубиным, В.А. Тюльпановым в период исполнения ими полномочий членов Совета Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и Федеральный закон от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", направленные на установление права субъектов Российской Федерации создавать в порядке, установленном региональным законодательством, безопасные для жизни и здоровья ребенка, специализированные места для анонимного оставления ребенка после его рождения, но не более чем до достижения им возраста шести месяцев (далее-специализированное место), с последующей государственной регистрацией рождения оставленного (подкинутого) ребенка по заявлению органа опеки и попечительства или медицинской организации, имеющей такое специально оборудованное место.
По результатам проведенного Комитетом в мае 2017 года мониторинга информации, полученной из 81 субъекта Российской Федерации, в России созданы и функционируют специализированные боксы для анонимного оставления ребенка в 9 субъектах Российской Федерации. Начиная с 2011 года при медицинских и религиозных организациях такие боксы установлены в Камчатском, Краснодарском, Пермском, Ставропольском краях, Курской, Московской, Свердловской, Тюменской областях и Республике Татарстан.
Вместе с тем, в законодательстве Российской Федерации отсутствует правовое регулирование использования мест для анонимного оставления ребенка.
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей считает необходимым отметить следующее.
1. Как следует из пояснительной записки, проект федерального закона разработан в целях защиты и обеспечения права ребенка на жизнь. Однако, полагаем, что создавая условия для безнаказанного анонимного отказа родителя от ребенка, нарушаются родительские права второго родителя, а также личные неимущественные и имущественные права ребенка.
Вместе с тем, согласно статье 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитании - обязанность родителей. В Семейном кодексе Российской Федерации (далее - СК РФ) определены права и обязанности родителей в отношении своих детей, а также основные права ребенка, включая право на установление происхождения (статья 48 СК РФ), право ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, на общение с родителями и другими родственниками, на отчество и фамилию, право ребенка на получение содержания от своих родителей, на имущество в порядке наследования (статьи 53-60 СК РФ).
Уклонение от выполнения обязанностей родителей влечет за собой лишение родительских прав, при этом, не освобождая родителей от обязанности содержать своего ребенка (статьи 69, 71 СК РФ).
Таким образом, проектируемыми нормами законопроекта, могут быть созданы условия для нарушения прав и законных интересов детей.
2. Проектом предусмотрено, что решение о создании специальных мест для анонимного оставления ребенка после его рождения будет принимать субъект Российской Федерации в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
При этом необходимо отметить, что представленный проект непосредственно не содержит правовых оснований и условий, которые являлись бы "основой" для принятия такого решения органом власти субъекта Российской Федерации - проектом лишь предусматривается "неограниченное" право субъекта Российской Федерации.
Полагаем, что такое ничем неограниченное право, может привести не к положительным, а отрицательным результатам, что в свою очередь не сможет гарантировать безопасность для жизни и здоровья ребёнка (в частности, в законопроекте не определено, где именно могут создаваться такие места).
3. Авторы законопроекта делают акцент на то, что в специализированном месте может быть оставлен ребенок не старше шести месяцев. Однако данный вопрос не урегулирован законопроектом, не ясно кто именно и в каком порядке вправе отслеживать соблюдение данного правила, какие правовые последствия могут наступить для ребенка и его матери, в случае установления ее личности, если оставлен ребенок старше шести месяцев.
4. Кроме того, законопроект не устанавливает порядок учета детей, оставленных в местах для анонимного оставления, а также механизм контроля за их дальнейшей судьбой.
5. Также в законопроекте не предусмотрены случаи, когда ребенок может быть оставлен в специализированном месте третьими лицами без ведома и согласия матери (отца), что может иметь как насильственный характер, так и криминогенный.
6. Комитет отмечает, что установление права субъекта Российской Федерации создавать специализированные места может потребовать дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законопроекте должны быть определены источники и порядок финансирования новых расходных обязательств.
В финансово-экономическом обосновании указывается, что принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета или бюджетов иных уровней.
7. Комитет обращает внимание на то, что аналогичный законопроект был внесен в Государственную Думу 21 сентября 2011 года (N 603961-5) и отклонен Государственной Думой 12 февраля 2013 года (Постановление N 1718-6 ГД).
8. Следует также отметить, что установка и использование специализированных мест противоречит пункту 10 Плана мероприятий на 2015 - 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, которым предусматривается реализация системы мер по профилактике отказов от новорожденных детей и сопровождению беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В настоящее время в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации "Профилактика отказа от новорожденных в родильных домах" (письмо N 15-4/10/2-6725 от 04.09.2014 г.) органы государственной власти субъектов Российской Федерации проводят соответствующую работу, по итогам которой отмечается положительная динамика в уменьшении количества отказов от новорожденных детей.
По мнению Комитета, практика установления специализированных мест для анонимного оставления ребенка направлена не на борьбу с причинами отказов от новорожденных детей, а на устранение последствий недостаточно эффективной работы системы профилактики по предотвращению таких отказов.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.