Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 1090105-6 "О внесении изменений в статьи 14.2 и 15 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях защиты ребенка от анонимного оставления после его рождения",
внесенному членом Совета Федерации Е.Б. Мизулиной, а также О.Л. Михеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 23 июня 2016 года (протокол заседания Совета Государственной Думы N 312, пункт 33) Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 1090105-6 "О внесении изменений в статьи 14.2 и 15 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях защиты ребенка от анонимного оставления после его рождения", внесенный членом Совета Федерации Е.Б. Мизулиной, а также О.Л. Михеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 14.2 и 15 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 124-ФЗ), согласно которым деятельность, направленная на организацию анонимного оставления детей, в том числе создание и содержание специализированных мест для анонимного оставления ребенка, не допускается. Кроме того, юридические лица будут нести ответственность за создание условий для анонимного оставления детей, в том числе за организацию специализированных мест для анонимного оставления ребенка после его рождения, за содержание таких мест или за предоставление помещений для указанных целей.
Также законопроектом предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) статьей 6.19.1, устанавливающей административную ответственность за создание юридическим лицом условий для анонимного оставления детей после их рождения в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона до пяти миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
По мнению Комитета по вопросам семьи, женщин и детей, идея авторов заслуживает внимания.
Так, анализируя положения законопроекта, можно отметить следующее.
1) Цель законопроекта отвечает положениям Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы по профилактике отказов от новорожденных, социальному и психологическому сопровождению беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2) Авторы законопроекта учли позицию Комитета ООН по правам ребенка по вопросу использования мест для анонимного оставления ребёнка.
Так, в пункте 46 заключительных замечаний по объединенным четвертому и пятому периодическим докладам Российской Федерацией, принятых Комитетом ООН по правам ребенка на 65-й сессии в январе 2014 года, Комитет ООН по правам ребенка выражает обеспокоенность наличием в ряде регионов России мест для анонимного оставления ребёнка, что является нарушением статей 6-9 и 19 Конвенции о правах ребенка. Комитет призывает Российскую Федерацию принять все необходимые меры для отказа от такой практики и поощрения альтернативных мер, полностью учитывающих обязательства по всестороннему выполнению положений Конвенции.
Кроме того, Комитет ООН по правам ребенка занимает отрицательную позицию не только в отношении существования мест для анонимного оставления детей конкретно в России, но и в отношении аналогичной практики других государств.
Вместе с тем, к законопроекту имеются замечания.
1. В законопроекте не ясно, что будет пониматься под "специализированными местами для анонимного оставления ребенка" и "специализированными местами для оставления ребенка после его рождения". Такие понятия в законодательстве Российской Федерации отсутствуют, при этом законопроект их смысл не раскрывает, что может привести к правовой неопределенности и породить противоречивую практику в применении проектируемой статьи 6.19.1 КоАП.
Законопроектом не раскрывается, что следует понимать под "деятельностью, направленной на организацию анонимного оставления детей", помимо создания и содержания специализированных мест для анонимного оставления ребенка.
2. Требует уточнения предлагаемое законопроектом дополнение пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 124-ФЗ новым абзацем, согласно которому деятельность, направленная на организацию анонимного оставления детей, в том числе создание и содержание специализированных мест для анонимного оставления ребенка, не допускается. Поскольку данная статья регулирует отношения по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В статье 1 Федерального закона N 124-ФЗ в понятие дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, анонимно оставленные дети, не входят.
3. Авторы проекта ничем не обосновывают предлагаемый в законопроекте предел штрафных санкций и срок административного приостановления деятельности за создание юридическим лицом условий для анонимного оставления детей.
Также следует обратить внимание на то, что административное приостановление деятельности юридического лица в качестве санкций за совершение предусмотренного проектируемой статьей 6.19.1. КоАП правонарушения может привести к невозможности получения гражданами медицинской помощи, так как в настоящее время, как показывает практика, подобные места для оставления детей создаются при медицинских организациях.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует отклонить проект федерального закона N 1090105-6 "О внесении изменений в статьи 14.2 и 15 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях защиты ребенка от анонимного оставления после его рождения", внесенный членом Совета Федерации Е.Б. Мизулиной, а также О.Л. Михеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы.
Председатель комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.