Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 181342-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенному членами Совета Федерации Л.Н. Боковой, А.А. Клишасом, А.Д. Башкиным, А.В. Кутеповым, А.Г. Шишкиным, депутатами Государственной Думы М.С. Шереметом, В.А. Крупенниковым, П.И. Пимашковым, В.В. Дзюбой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) новыми положениями, устанавливающими административную ответственность за распространение неуполномоченными лицами идентификационных модулей, а также за непредставление или несвоевременное представление оператору связи сведений, предусмотренных правилами оказания услуг связи (проектные статьи 13.29, 13.29.1, 13.30.1). Кроме того, соответствующие изменения вносятся в статью 23.1, часть 1 статьи 23.44, в часть 2 статьи 28.3 Кодекса.
Обращаем внимание, что в соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса административная ответственность устанавливается по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, правовых оснований для установления административной ответственности в законодательстве о связи в настоящее время не имеется. Учитывая изложенное, следует иметь в виду, что предлагаемые законопроектом изменения в Кодекс могут быть приняты только после внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи".
Кроме того, по нашему мнению, нуждается в дополнительном обосновании и обсуждении предлагаемое в проектных санкциях части 2 статьи 13.29 и части 2 статьи 13.29.1 безальтернативное наказание в виде наложения административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации (см. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2016 года N 5-П). Так, учитывая общие принципы назначения административного наказания (статьи 4.1 - 4.3 Кодекса), на наш взгляд, в проектных санкциях части 2 статьи 13.29 и части 2 статьи 13.29.1 необходимо предусмотреть возможность изменения административной ответственности при наличии достаточных оснований, в том числе отказ от назначения такого вида наказания как административное выдворение (см. также часть 3.6 статьи 4.1 Кодекса).
Нормами главы 23 Кодекса регламентируются вопросы назначения каждого наказания, в том числе, определяются органы, которые вправе его назначать. При этом, в подпункте "б" пункта 5 законопроекта предлагается отнести рассмотрение административных правонарушений, предусмотренных проектной статьей 13.30.1 одновременно к компетенции и суда (часть 2 статьи 23.1 Кодекса), и соответствующего органа (часть 1 статьи 23.44 Кодекса). Между тем, учитывая, что в санкции проектируемой статьи 13.30.1 предусмотрено безальтернативное наказание - административный штраф, полагаем целесообразным вносить изменения не в часть 2, а в часть 1 статьи 23.1 Кодекса.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.