Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 188813-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона в Федеральный закон от 1.05.2016 г. N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ), Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" вносятся изменения, направленные на повышение эффективности реализации Федерального закона N 119-ФЗ (в том числе уточняются процедура и форма предоставления информации о территориях, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, устанавливаются требования к схеме размещения земельного участка на кадастровой карте в форме электронного документа). При этом отмечаем следующее.
Требует уточнения новая редакция пункта 14 статьи 7 Федерального закона N 119-ФЗ, поскольку неясно, почему "геологическое изучение, включающее поиск и оценку месторождений полезных ископаемых", осуществляется "за счет бюджетных средств", а для "геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождений нефти и газа, либо для сбора геологических коллекционных материалов", финансирование не определено законопроектом.
Часть 6 статьи 8 Федерального закона N 119-ФЗ дополняется положением, согласно которому в случае, если предоставляется земельный участок из состава земель лесного фонда и на нем расположены защитные леса, гражданин вправе использовать такой земельный участок "только для осуществления любого вида или любых видов использования лесов из предусмотренных пунктами 1-14 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - ЛК РФ) с учетом ограничений, предусмотренных правовым режимом защитных лесов соответствующей категории. В данном случае речь идет о таких в частности видах деятельности, как заготовка древесины, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, ведение сельского хозяйства, которые должны осуществляться в соответствии с целевым назначением и полезными функциями защитных лесов. При этом статья 7 Федерального закона N 119-ФЗ дополняется пунктом 21.1, устанавливающим дополнительное основание для отказа в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование - "испрашиваемый земельный участок является земельным участком из состава земель лесного фонда и на таком земельном участке расположены защитные леса, указанные в подпункте 1, подпунктах "а", "в" - "д" пункта 3, подпунктах "г", "з" и "и" пункта 4 части 2 статьи 102 Лесного Кодекса Российской Федерации, или особо защитные участки леса". Таким образом, проектируемые положения допускают возможность предоставления гражданам земельных участков, на которых расположены защитные леса иных категорий, указанных в статье 102 ЛК РФ (в том числе, леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, ценные леса, ленточные боры). В связи с этим необходимо отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Учитывая изложенное полагаем, что данные проектируемые положения нуждаются в дополнительном обсуждении, поскольку предоставление гражданам вышеуказанных земельных участков может привести к снижению полезных функций защитных лесов.
Согласно проектируемой части 5.1 статьи 9 Федерального закона N 119-ФЗ в случае отказа гражданина или уклонения в течение шести месяцев со дня прекращения договора безвозмездного пользования от исполнения обязанности по рекультивации нарушенных земель, указанная рекультивация проводится в том числе уполномоченным органом. В этом случае потребуются расходы, покрываемые за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В связи с этим обращаем внимание на необходимость соблюдения требований пункта 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующих условия выделения бюджетных ассигнований на принятие новых расходных обязательств. Кроме того, в данной части требует уточнения положение о "последующем возмещении произведенных расходов за счет гражданина", поскольку порядок такого возмещения в законопроекте не определен.
Положение проектируемой части 26 статьи 8 Федерального закона N 119-ФЗ предусматривает, что в случае если с двадцатью или более гражданами заключены договоры безвозмездного пользования земельными участками, которые являются смежными и (или) компактно расположенными, и при этом доступ к таким земельным участкам возможен только через земельные участки, предоставленные иным гражданам, в целях обеспечения прохода или проезда через земельный участок устанавливается публичный сервитут в соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации. Поскольку пояснительная записка не содержит обоснования количественного критерия (двадцать и более граждан, заключивших договоры), выбранного в качестве основания установления публичного сервитута, данное положение нуждается в дополнительном обосновании. Кроме того, обращаем внимание, что Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона N 187920-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов", который предусматривает внесение изменений в статью 23 Земельного кодекса Российской Федерации.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.