Федеральная налоговая служба по вопросу возврата налога в связи с неправомерно предоставленным имущественным налоговым вычетом по налогу на доходы физических лиц в дополнение к письму ФНС России от 30.03.2017 N БС-3-11/2138@ сообщает, что в настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, рассматривается вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах в части установления процедуры возврата неправомерно предоставленного имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.
До внесения в законодательство соответствующих изменений аналогичные ситуации следует рассматривать исходя из конкретных обстоятельств дела и, в рассматриваемом случае, по мнению ФНС России, следует исходить из следующего.
Из материалов обращения следует, что налогоплательщик - сотрудник правоохранительного органа в 2014 году приобрел квартиру на средства единовременной социальной выплаты.
В 2014 - 2016 годы представлял в налоговый орган по месту учета заявления о подтверждении права на имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В представленных документах отсутствовала информация о приобретении квартиры за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации.
По итогам рассмотрения заявления налоговым органом было подтверждено право налогоплательщика на имущественный налоговый вычет и выданы уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты (далее - Уведомление) за 2014 - 2016 годы.
Таким образом, работодателем не производилось удержание налога с момента представления налогоплательщиком заявления и уведомления, выданного налоговым органом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 220 Кодекса имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса, не предоставляются, в частности, в части расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В 2016 году представитель нанимателя налогоплательщика сообщил налогоплательщику о неправомерном предоставлении ему имущественного налогового вычета на основании пункта 5 статьи 220 Кодекса.
Налогоплательщик, как следует из обращения, в связи с неправомерным предоставлением ему имущественного налогового вычета по уведомлению, выданному налоговым органом, планирует добровольно вернуть неудержанный налог за 2014, 2015, 2016 годы в полном объеме.
В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Пунктом 5 статьи 226 Кодекса установлено, что при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Поскольку в рассматриваемой ситуации удержание налога налоговым агентом не производилось в связи с представлением налогоплательщиком Уведомления, обязанность, предусмотренная пунктом 5 статьи 226 Кодекса, у налогового агента отсутствует.
Вместе с тем, на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 228 Кодекса физические лица, получающие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 Кодекса, производят исчисление и уплату налога исходя из сумм таких доходов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 228 Кодекса общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, по мнению ФНС России, налогоплательщик, в рассматриваемом случае, вправе представить по месту жительства налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц за соответствующие налоговые периоды с отражением в них сумм налога к доплате, равной сумме неуплаченного налога в связи с неправомерно предоставленным имущественным налоговым вычетом по налогу на доходы физических лиц.
При этом, представлять уточненные сведения за прошедшие налоговые периоды, а также сообщение о невозможности удержать налог налоговый агент не обязан.
Действительный |
С.Л. Бондарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрена следующая ситуация. Сотрудник правоохранительного органа в 2014 г. приобрел квартиру на средства единовременной социальной выплаты.
В 2014-2016 гг. он представлял в налоговый орган заявления о подтверждении права на имущественный налоговый вычет. В документах отсутствовала информация о приобретении квартиры за счет средств федерального бюджета. В результате были выданы уведомления о подтверждении права налогоплательщика на вычеты за 2014-2016 гг.
Таким образом, работодателем не удерживался налог.
В силу НК РФ имущественные вычеты не предоставляются в части расходов на новое строительство либо приобретение жилья за счет выплат из бюджетов.
В 2016 г. представитель нанимателя сообщил налогоплательщику о неправомерном предоставлении ему вычета. Гражданин планирует добровольно вернуть неудержанный налог за 2014, 2015, 2016 гг. в полном объеме.
По мнению ФНС России, налогоплательщик вправе представить по месту жительства декларации по НДФЛ за соответствующие налоговые периоды с отражением в них суммы налога к доплате, равной сумме неуплаченного налога в связи с неправомерно предоставленным вычетом.
При этом представлять уточненные сведения за прошедшие налоговые периоды, а также сообщение о невозможности удержать налог налоговый агент не обязан.
Письмо Федеральной налоговой службы от 10 июля 2017 г. N БС-3-11/4662@ "О предоставлении разъяснений"
Текст письма официально опубликован не был