Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
по проекту федерального закона N 1089379-6 "О внесении изменений в статьи 8.21, 8.22 и 8.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(об усилении ответственности за выпуск в эксплуатацию, а также эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума),
внесенному Законодательным Собранием Красноярского края
Досье на проект федерального закона
Комитет по государственному строительству и законодательству рассмотрел представленный законопроект и отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается дополнить статью 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) новой частью 4, установив административную ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по проведению мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Данное дополнение не учитывает, что в настоящее время статьей 8.1 Кодекса установлена ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. Таким образом, в случае внесения предлагаемых изменений возникнет конкуренция норм, устанавливающих ответственность в области охраны окружающей среды и природопользования.
Кроме того, следует отметить, что введение нового специального состава административного правонарушения требует достаточно веских оснований, наличия статистических и иных объективных данных, свидетельствующих о недостаточности и неэффективности установленных законодательством мер ответственности, а также тенденции роста числа соответствующих правонарушений.
В дополнительном обсуждении также нуждается устанавливаемый административный штраф для юридических лиц в размере суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), предусмотренный в санкции проектируемой части 4 статьи 8.21 Кодекса, учитывая, что объектом административного правонарушения по части 4 статьи 8.21 является охрана атмосферного воздуха. Полагаем, что исчисление размера административного штрафа предлагаемым способ является некорректным, поскольку в случаях, когда штраф исчисляется либо в сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение (пункт 3 части 1 статьи 3.5 Кодекса), объектом административного правонарушения являются правовые нормы, применяемые при реализации товара (работы, услуги) на соответствующем рынке либо связанные с неправомерным завышением цен и тому подобное.
Законопроектом также предлагается усилить административную ответственность, установленную статьей 8.22 Кодекса за выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума, и статьей 8.23 Кодекса за эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума.
Безусловно, проблема загрязнения атмосферного воздуха выбросами транспортных средств является чрезвычайно важной экологической проблемой. Атмосферный воздух представляет собой жизненно важный компонент окружающей среды и неотъемлемую часть среды обитания человека, а его охрана является составной частью охраны окружающей среды в целом.
Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" понятие охраны атмосферного воздуха раскрывается как система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. При этом указанные меры не заключаются только в установлении и дальнейшем усилении ответственности за нарушение природоохранного законодательства.
По мнению автора законопроекта, его принятие будет способствовать соблюдению природопользователями требований природоохранного законодательства именно через определение действенных административных наказаний.
Однако вносимые авторами законопроекта изменения в законодательство касаются лишь увеличения размера штрафных санкций отдельных составов правонарушений и не предусматривают дальнейшего системного совершенствования правовых норм в области обеспечения безопасности атмосферного воздуха. Указанные в проекте статьи Кодекса регулируют в настоящее время лишь отдельные правонарушения и проблемы установления административной ответственности за нарушения в данной сфере.
Также отмечаем, что усиление ответственности должно быть серьезно обосновано данными правоприменительной практики, указывающими на то, что существующие в настоящее время санкции подлежат изменению ввиду их неэффективности.
Такие сведения и обоснования в пояснительной записке к законопроекту не представлены, из чего следует, что соответствующий анализ авторами не проводился.
По проекту федерального закона имеется отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 года N 988п-П9.
На основании изложенного, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе предлагаемый законопроект отклонить.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.