Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 256199-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в части приведения положения Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации") -
внесен депутатами Государственной Думы Н.В. Панковым, П.В. Крашенинниковым, Н.В. Школкиной, С.В. Максимовой, А.Н. Хайруллиным, А.В. Богомазом, И.И. Гильмутдиновым, И.Б. Богуславским, А.Ю. Мургой, Р.С. Ильясовым, А.Е. Бобраковым, А.Г. Когогиной
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 256199-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в части приведения положения Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации") - внесен депутатами Государственной Думы Н.В. Панковым, П.В. Крашенинниковым, Н.В. Школкиной, С.В. Максимовой, А.Н. Хайруллиным, А.В. Богомазом, И.И. Гильмутдиновым, И.Б. Богуславским, А.Ю. Мургой, Р.С. Ильясовым, А.Е. Бобраковым, А.Г. Когогиной (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) с целью приведения положений указанного закона в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Законопроектом устанавливается право граждан, ведущих совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство. При этом под крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.
Комитет полагает необходимым отметить, что статьей 12 Закона N 74-ФЗ урегулирован порядок предоставления земельных участков гражданам, а не юридическим лицам. В связи с этим, учитывая, что деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного в качестве юридического лица, неразрывно связана с вопросами предоставления и использования земельных участков, внесение предусмотренных законопроектом изменений потребует внесения соответствующих изменений и в статью 12 Закона N 74-ФЗ с целью урегулирования порядка предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам, созданным в качестве юридических лиц.
Законопроектом предусматривается дополнение статьи 9 Закона N 74-ФЗ новым пунктом, согласно которому при обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов. Преимущественное право покупки имеет лицо, которое использует данный земельный участок по целевому назначению.
При этом данный пункт необходимо привести в соответствие со статьей 222 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), согласно которой преимущественное право приобретения имущества крестьянского (фермерского) хозяйства в случае банкротства имеют лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к принадлежащему крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельному участку.
Таким образом, внесение предлагаемых изменений в Закон N 74-ФЗ повлечет возникновение противоречий с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в части лиц, имеющих преимущественное право на приобретение земельных участков крестьянского (фермерского) хозяйства, признанного банкротом.
Необходимо учитывать, что положениями пунктов 2, 3 статьи 222 Закона о банкротстве также урегулирован порядок реализации преимущественного права на приобретение земельных участков.
Так, для обеспечения реализации преимущественного права на приобретение предприятия должника, иного имущества должника арбитражный управляющий направляет уведомление о продаже предприятия должника, иного имущества должника лицам, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции и владеют земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника, а также опубликовывает информацию о продаже предприятия должника, имущества должника в печатном органе по месту нахождения должника с указанием начальной цены продажи предприятия должника, иного имущества должника, выставляемых на торги.
В случае, если указанные лица в течение месяца с даты получения предложения о приобретении имущества и имущественных прав не заявили о своем желании приобрести имущество и права требования, арбитражный управляющий или глава крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляет реализацию имущества и имущественных прав в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
Однако законопроектом не вводится какой-либо порядок реализации преимущественного права лиц, использующих данный земельный участок по целевому назначению на его приобретение в случае банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства, что не позволяет определить правовую природу такого права, механизм его реализации, а также соотнести преимущественное право с продажей земельного участка с публичных торгов.
Кроме того, остается не в полной мере урегулированным вопрос о документах, подтверждающих факт использования земельного участка по целевому назначению, в связи с чем с целью устранения правовой неопределенности целесообразно предусмотреть правовые основания и документы, позволяющие считать гражданина или организацию лицом, использующим земельный участок по целевому назначению.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.