Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 208840-7 "О ратификации Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 208840 "О ратификации Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма" (далее - Конвенция), внесенный в Государственную Думу 26 июня 2017 года Президентом Российской Федерации.
Указанная Конвенция подписана в городе Страсбурге 26 января 2009 года и направлена на создание эффективного правового механизма взаимодействия государств в международной борьбе с преступностью с целью пресечь возможность финансирования терроризма и использования доходов от преступной деятельности.
Конвенцией определяются принципы и формы сотрудничества и юрисдикция Сторон в отношении преступлений, охватываемых настоящим международным договором, а также сфера применения Конвенции. Закрепляются положения о сотрудничестве государств в проведении расследований, в частности, определении и отслеживании орудий, доходов и другого имущества, подлежащего конфискации, предоставлении и обеспечении сохранности доказательств. Также фиксируется необходимость принятия предварительных мер с целью предотвращения распоряжения имуществом, которое впоследствии может стать объектом конфискации.
В отдельных случаях, определенных разделом 5 Конвенции, возможен отказ от сотрудничества или отсрочка сотрудничества. Широкий перечень оснований для отказа, сформированный с учетом внутреннего законодательства и существенных интересов Сторон, содержится в статье 28 Конвенции: сохранение безопасности, публичного порядка и уважения суверенитета.
В Конвенции подробно рассматривается вопрос о требованиях, предъявляемых к составлению запросов, форме, порядке их направления. В целях повышения качества информационного взаимодействия в Конвенции содержатся положения о каналах и средствах связи, в частности закреплена возможность принимать и исполнять запросы, полученные в электронном виде или с помощью других средств связи. Однако при ратификации Конвенции Российская Федерация заявляет о том, что оставляет за собой право требовать предоставления оригиналов запросов, направляемых с использованием электронных или иных средств связи, и сопровождения запросов и вспомогательных документов переводами на русский язык.
Статья 31 Конвенции содержит положение о возможности направления судебных документов по каналам почтовой связи непосредственно лицам, находящимся за границей. При этом Российская Федерация заявляет, что вручение судебных документов должно осуществляться через Министерство юстиции Российской Федерации.
Проект федерального закона о ратификации Конвенции содержит ряд заявлений, отражающих позицию Российской Федерации по некоторым положениям Конвенции. В частности, Российская Федерация оставляет за собой право применять нормы о конфискации только в отношении преступлений, указанных в пункте "а" части 1 статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы конфискации имущества.
В целях защиты информации в пункте 9 рассматриваемого законопроекта содержатся ограничения на использование сведений или доказательств, предоставленных в рамках международного сотрудничества Сторон в процессе реализации положений Конвенции.
Полномочиями центральных органов Российской Федерации по реализации Конвенции законопроект наделяет Министерство юстиции Российской Федерации и Генеральную Прокуратуру Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, а также определяет орган, осуществляющий функции подразделения финансовой разведки - Федеральная служба по финансовому мониторингу.
Конвенция подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" связи с тем, что в ней содержатся правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Исполнение Конвенции потребует внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части, касающейся установления в отношении юридических лиц административной ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием, принятие рассматриваемого федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Ратификация Конвенции будет способствовать повышению уровня координации сотрудничества государств в борьбе с легализацией доходов от преступной деятельности и финансированием терроризма, а также укреплению взаимодействия государств в вопросах международной безопасности и в полной мере отвечает интересам Российской Федерации в этой области.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма со сделанными заявлениями.
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.