Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 195446-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации",
внесенный депутатами Государственной Думы М.Г. Кудрявцевым, Н.И. Рыжаком и А.А. Ющенко,
принятый Государственной Думой в первом чтении 23 июня 2017 г.
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект разработан в целях повышения эффективности мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, в том числе к сайтам и (или) страницам сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), доступ к которым на территории Российской Федерации ограничен в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
С учетом актуальности обозначенной проблемы концепция законопроекта в указанной части может быть поддержана. Вместе с тем предусмотренные законопроектом меры представляются недостаточно эффективными для достижения поставленных целей.
По законопроекту имеются следующие замечания.
Согласно законопроекту в случае выявления информационных ресурсов, в том числе сайтов и страниц сайтов в сети "Интернет", посредством которых на территории Российской Федерации осуществляется доступ к информационно-телекоммуникационным сетям, информационным системам или программам для электронных вычислительных машин, которые могут использоваться на территории Российской Федерации для обхода ограничения доступа (далее - программы для обхода блокировок), федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, определяет провайдеров хостинга и иных лиц, обеспечивающих размещение в сети "Интернет" программ для обхода блокировок таких информационных ресурсов, и направляет им уведомление о необходимости предоставления данных, позволяющих идентифицировать владельцев указанных информационных ресурсов.
При этом законопроектом не урегулирована ситуация, при которой провайдер хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в сети "Интернет" информационных ресурсов, посредством которых на территории Российской Федерации осуществляется доступ к программам для обхода блокировок, не предоставляет указанному федеральному органу исполнительной власти данные о владельце информационного ресурса.
Необходимо отметить, что законопроектом предусмотрено создание и эксплуатация информационной системы, содержащей перечень информационных ресурсов, доступ к которым на территории Российской Федерации ограничен в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также наделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, соответствующими полномочиями. Реализация указанных мероприятий требует определения объемов и источников их финансирования. Однако в финансово-экономическом обосновании к законопроекту отмечается, что принятие федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Статьей 2 законопроекта предлагается признать утратившим силу пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей", в соответствии с которым Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" был дополнен статьей 10.2, регулирующей особенности распространения блогером общедоступной информации. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, предлагаемое изменение обусловлено неэффективностью указанной нормы. Вместе с тем результатов анализа правоприменительной практики, подтверждающих данный вывод, в пояснительной записке к законопроекту не содержится.
Следует отметить, что посредством распространения блогерами информации в сети "Интернет" формируется общественное мнение, может осуществляться фальсификация общественно значимых сведений. В связи с чем, правовое регулирование в указанной сфере необходимо в целях защиты интересов граждан и обеспечения информационной безопасности государства.
Таким образом, признание утратившим силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей" представляется нецелесообразным.
С учетом изложенного Правительство Российской Федерации считает, что законопроект нуждается в доработке с учетом высказанных замечаний.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.