Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 983636-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
("О внесении изменений в статьи 1 и 2 Федерального закона "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя", и внесении изменений в Федеральный закон "О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя")
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона (далее - проект) предлагается внести изменения в Федеральный закон от 02.04.2014 N 37-ФЗ "Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период", Федеральный закон от 30.12.2015 N 422-ФЗ "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон "О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 422-ФЗ), Федеральный закон от 02.04.2014 N 39-ФЗ "О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ).
В новой части 23 статьи 4 Федерального закона N 39-ФЗ определено положение, согласно которому Агент вправе осуществить безвозмездную передачу в казну Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя имущество Агента, а также перечислять в бюджеты указанных субъектов Российской Федерации средства, которые получены в результате удовлетворения приобретенных Агентом прав (требований) к кредитным учреждениям. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с положениями статьи 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Также требует уточнения порядок зачисления указанных в названной части денежных средств и возможность перечислить их в казну Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя. Кроме того, обращаем внимание, что денежные средства также относятся к имуществу. С учетом этого неясным является использование в рассматриваемой части положений "передавать в казну _..имущество Агента, а также перечислять в бюджет _.денежные средства".
В дополнительном обсуждении нуждается проектируемая часть 16 статьи 4 Федерального закона N 39-ФЗ, которая позволяет без воли кредитора переводить его права (требования) к обязанным перед ним лицам Агенту, что не согласуется со статьей 387 ГК РФ. В связи с этим нуждаются в дополнительном обсуждении правовые последствия исполнения должником своего обязательства Агенту.
На основании проектируемой части 8.3 статьи 1 Федерального закона N 422-ФЗ Фонд доводит полученную от заемщика информацию об отказе от взаимодействия до лица, имеющего право требовать погашения задолженности. При этом Фонд уведомляет указанное лицо о его обязанности обратиться в Фонд с заявлением об урегулировании разногласий. В этом случае обращаем внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 422-ФЗ установлена обязанность лица, имеющего право требовать погашения задолженности, обратиться с заявлением об урегулировании разногласий в Фонд. В этой связи требует уточнения соотношение выполнения рассматриваемой обязанности в рамках уже действующих норм и определение необходимости уведомления о такой обязанности в случае поступления в Фонд соответствующей информации от заемщика. Кроме того, неясным является установление в новой части 8.4 Федерального закона N 422-ФЗ положения, по своей сути дублирующего нормы части 1 статьи 2 Федерального закона N 422-ФЗ в части обязанности указанного лица обратиться в Фонд до предъявления к заемщику требования о погашении задолженности с сохранением действующего положения об обязанности такого же обращения при наличии разногласий. В то же время в одном случае для исполнения обязанности направляется заявление, в другом - запрос.
В проектируемых частях 11 и 12 статьи 1 Федерального закона N 422-ФЗ следует пояснить, имеется в виду один и тот же представитель либо речь идет о разных представителях.
Относительно части 12 статьи 1 Федерального закона N 422-ФЗ обращаем внимание на пункт 1 статьи 34.4 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, согласно которой Федеральная нотариальная палата обеспечивает с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ежедневно и круглосуточно свободный и прямой доступ неограниченного круга лиц без взимания платы к следующим сведениям, содержащимся в единой информационной системе нотариата: сведения о доверенности (сведения о лице, удостоверившем доверенность, дате удостоверения доверенности, ее регистрационном номере в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата, дате и времени внесения сведений об отмене доверенности в этот реестр в случае, если доверенность отменена).
Согласно проектируемой редакции части 14 статьи 1 Федерального закона N 422-ФЗ при получении сообщения о фактах нарушения лицом, имеющим право требовать погашения задолженности, порядка взыскания задолженности Фонд направляет соответствующую информацию в органы исполнительной власти Республики Крым или города федерального значения Севастополя, уполномоченные рассматривать дела о соответствующих административных правонарушениях. Положение требует согласования со статьей 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в соответствии с которой административным правонарушением является совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных организаций), действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. Кроме того, предлагаемая редакция не согласуется с частью 1 статьи 23.1 Кодекса, в соответствии с которой судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 Кодекса.
В новой части 6 статьи 2 Федерального закона N 422-ФЗ требует уточнения редакция "о реструктуризации задолженности (в том числе о предоставлении рассрочки и (или) отсрочки погашения задолженности)". Обращаем внимание, что реструктуризация по своей сути является разновидностью рассрочки, отсрочки задолженности. С учетом этого рекомендуется рассмотреть вопрос о замене указанного положения проекта редакцией "о предоставлении рассрочки, отсрочки погашения задолженности в порядке реструктуризации". Кроме того, нуждается в уточнении, что включается в используемое понятие "реструктуризация задолженности" (рассрочка, отсрочка либо также списание штрафных санкций, прощение части долга).
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.