Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(рекомендуемое)
Характеристики, принимаемые во внимание при проектировании и измерениях
А.1 Общие положения
В настоящем приложении приведен перечень характеристик, которые необходимо рассматривать при прогнозировании параметров передаваемой вибрации и переизлученного шума. Эти характеристики различаются по степени влияния на точность прогноза, и для конкретных ситуаций некоторые из них могут оказаться несущественными. Выбор, какие характеристики учитывать, а какие нет, в каждой конкретной ситуации остается за экспертом.
В настоящем приложении рассмотрены характеристики источника вибрации, пути распространения и объекта воздействия. Место характеристики в приведенном перечне не соответствует степени ее значимости.
Характеристики могут представлять собой константы или быть функциями частоты, деформации, нагрузки, температуры и т.д. Для них могут быть установлены доверительные границы либо из физических соображений, либо на основе статистики наблюдений.
А.2 Источник вибрации
А.2.1 Геометрия рельсового пути
Геометрию рельсового пути характеризуют:
a) координаты по горизонтали и вертикали;
b) уровень (по поверхности земли, в выемке, по насыпи);
c) наличие искусственных опорных конструкций (эстакад);
d) наличие туннелей.
А.2.2 Подвижной состав
Подвижной состав характеризуют:
a) его длина;
b) профиль колеса;
c) диаметр колеса;
d) неровности и дефекты поверхности катания колеса;
e) система подвешивания колес;
f) наличие колес с упругими элементами, которые характеризуют:
- масса обода,
- динамическая жесткость;
g) неподрессоренная масса:
- колеса,
- оси,
- другие элементы (тормозные диски, двигатели на оси колесной пары, редукторы);
h) первая ступень рессорного подвешивания:
- жесткость,
- демпфирование (вязкое, гастерезисное, сухое трение);
i) подрессоренная масса:
- рама тележки,
- элементы передачи тягового двигателя,
- двигатели на тележке колесной пары;
j) вторая ступень рессорного подвешивания:
- жесткость (балок рамы тележки, элементов передачи тягового двигателя),
- демпфирование,
- масса кузова;
k) общая масса на ось (сумма неподрессоренной массы и масс, подрессоренных первой и второй ступенями подвешивания) при наличии и отсутствии груза;
I) нагрузка на ось (статическая, динамическая);
m) моменты инерции и формы изгибных колебаний колес и осей;
n) число осей и база тележки;
о) формы изгибных колебаний кузова.
А.2.3 Рельсы
Характеристиками рельсов являются:
a) их расположение в пространстве (наличие закруглений, высота расположения);
b) ширина колеи;
c) неровности рельсового пути (состояние рельсов, нерегулярности пути);
d) форма сечения рельса, марка стали;
e) наличие стрелочных переводов, глухих пересечений, стыков, сварных соединений;
f) периодичность нагрузки (параметрическое возбуждение) в зависимости от изменения жесткости основания рельсового пути и базы тележки (функция скорости транспортного средства);
g) поперечные нагрузки [недостаточное превышение наружного рельса на закругленном участке пути, осциллирующие силы на закруглениях малого радиуса (воспринимаются на слух как визг колес), контакт рельса с гребнем колеса];
h) жесткость пятна контакта в вертикальном направлении;
i) применяемые модификаторы трения (смазки).
А.2.4 Элементы рельсового пути
Элементы рельсового пути характеризуют:
a) допустимая нагрузка в рельсовых скреплениях;
b) конструкция рельсового пути, которая может содержать следующие элементы;
- полноповерхностную опору рельсового пути,
- заглубленные рельсы с непрерывным опиранием,
- шпалы,
- другие разрывы в опирании,
- балластный слой,
- бетонные блоки, шпалы в упругой оболочке,
- упругие подушки под шпалы,
- подбалластные упругие настилы,
- бетонное основание,
- плавающие плиты,
- токосъемные устройства (для электрифицированных рельсовых путей);
c) статическая, динамическая, акустическая жесткость упругих элементов.
А.2.5 Основание рельсового пути
А.2.5.1 По поверхности земли
Рассматривают, уложен ли рельсовый путь в выемке или на насыпи (фунтовой или из пенополистирола), наличие фундаментных балок, свай, укреплений фунта (например, известково-цементным раствором, грунтовыми гвоздями, арматурной сеткой), поверхностного гудронирования, бетонных плит, пучинных мест, а также грунтовые условия.
А.2.5.2 На эстакаде
Рассматривают:
a) строительный материал: сталь (сварные, болтовые или клепаные соединения), бетон (заливка на месте или сборный), композитный материал (сталь-бетон), дерево;
b) подвижность мостового полотна (комплексная);
c) собственные частоты, коэффициент демпфирования;
d) взаимодействие с грунтом (тип фундамента, тип грунта);
е) проведенные модификации (например, удаление балласта при замене пути).
Примечание - Факторы, влияющие на излучение шума эстакадой (хотя он может оказывать существенное воздействие на окружающую среду), не рассматривают.
А.2.5.3 В туннеле
Рассматривают;
a) тип туннеля и место его расположения;
b) глубину заложения;
c) форму;
d) используемую облицовку;
e) вид фундамента (обратного свода);
f) близлежащий грунт с возможными уплотнениями (например, заливкой цементным раствором) и сооружения;
g) наличие пустот в грунте;
h) наличие ослабленных элементов крепления.
А.2.6 Строительные допуски
Рассматривают допуски в отношении:
a) жесткости упругих элементов;
b) геометрии опоры;
c) изменений параметров со временем;
d) наличия трещин.
А.2.7 Рабочие параметры
Общей характеристикой рельсовых коммуникаций являются:
a) скорость движения транспортных средств;
b) трафик (расписание).
А.2.8 Техническое обслуживание и ремонт
Рассматривают, как техническое обслуживание и ремонт влияют;
a) на геометрию пути;
b) на состояние бандажей колес (обточка);
c) на состояние поверхностей:
- наличие выбоин,
- изменение (ухудшение) свойств материала;
d) на защиту от пробуксовки колес;
e) на состояние балластного слоя и плит;
f) на другие факторы, связанные с техническим обслуживанием.
А.3 Путь распространения
А.3.1 Грунт
Грунт характеризуют:
a) геологический профиль местности (слоистость, наклон слоев, границы слоев);
b) топографические особенности:
- форма земной поверхности,
- форма, размер и местоположение сооружений,
- наличие углублений;
c) уровень грунтовых вод;
d) динамические свойства грунта (осушенного и неосушенного) для малых деформаций:
- модуль сдвига,
- коэффициент Пуассона,
- плотность,
- скорости волн сдвига и сжатия,
- коэффициент потерь и вид демпфирования (вязкое или гистерезисное);
e) неоднородности:
- техногенной природы (трубы, дороги, другие туннели, грунтовые якоря, сваи, углубленные фундаменты, земляные работы),
- естественной природы (сдвиг породы, трещиноватость, пустоты, слоистость, анизотропия, включения, свободная поверхность),
- средства ослабления передаваемой вибрации (например, экранирующие стенки);
f) сезонные особенности (промерзающий грунт, изменение свойств грунта и содержания влаги).
А.3.2 Волновое поле
Волновое поле в грунте характеризуют;
a) типы волн, их преобразования, отражения, дифракция;
b) угол входа волны;
c) область ближнего поля;
d) область дальнего поля;
e) ось распространения (результирующая или продольная, поперечная, вертикальная);
f) диаграмма направленности;
g) геометрическое демпфирование.
А.4 Объект воздействия
А.4.1 Сооружение
Сооружения характеризуют:
a) применяемые показатели для оценки вибрационного воздействия;.
b) тип фундамента (сплошной, свайный, с виброизоляцией и т.д., материал, из которого изготовлен фундамент, отклик фундамента на волны разных типов);
c) геометрия фундамента;
d) динамические свойства близлежащего грунта;
е) влияние местных земляных работ;
f) нулевая отметка (расстояния, оси);
g) взаимодействие сооружения с грунтом;
h) материал сооружения:
- бетон,
- кирпич,
- дерево,
- сталь;
i) состояние сооружения;
j) междуэтажные перекрытия (без промежуточных опор, с опиранием на грунт):
- геометрия и материалы,
- жесткость, масса, демпфирование,
- живая нагрузка;
k) собственные частоты и коэффициент демпфирования конструкции;
I) прогнозируемые параметры вибрации с учетом воздействия на конструкцию, людей, чувствительное оборудование;
m) точки конструкции, для которых рассчитывают прогнозируемые параметры вибрации;
n) заполненность сооружения (масса);
о) уровни фоновой вибрации (от работающего оборудования, автомобильного движения, перемещения людей);
р) визуальные или слуховые эффекты воздействия вибрации.
Для плавательных бассейнов рассматривают также прогнозируемый шум под водой.
А.4.2 Переизлученный шум
В отношении переизлученного шума рассматривают:
a) отличие от акустического шума, шум, воспринимаемый через ушные кости человеком, лежащим на подушке;
b) показатель, характеризующий воздействие переизлученного шума;
c) точки внутри здания, где оценивают шум;
d) точки внутри помещения, где оценивают шум;
e) излучательную способность элементов конструкции здания;
f) акустику помещения:
- время реверберации (в зависимости от заполненности),
- размеры помещения и уровни расположения предметов в нем,
- фоновый шум;
g) наличие дребезжащих предметов, создающих высокочастотный шум.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.