Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
на проект федерального закона N 175593-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике рассмотрел проект федерального закона N 175593-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект N 175593-7), и отмечает следующее.
Российская Федерация располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом (далее - ТЭК), который является базовым для развития экономики, способствует усилению геополитического влияния Российской Федерации и во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны. В связи с этим принятие важнейших государственных решений в области экономики становится практически не возможным без учета информации по показателям отраслей ТЭК, включая статистические данные за прошедший и текущий периоды времени при неизменном условии достоверности полученной информации и обоснованности научных прогнозов развития энергетики на ближайшую и долгосрочную перспективу.
Однако выполнение указанных условий затруднено в связи с отсутствием в Российской Федерации упорядочивания ранее изданных нормативных правовых актов по всему кругу вопросов законодательства в области отраслевой информации. В настоящее время одновременно действуют различные источники информации, сведения которых могут отличаться друг от друга. Часто сравниваются результативные показатели, полученные в несопоставимых условиях.
Текущее состояние информационно-аналитического обеспечения в сфере ТЭК характеризуется следующими недостатками, которые могут нанести существенный вред развитию России и негативно отразиться на уровне энергетической и национальной безопасности страны, а именно: отсутствием информационных источников высокой степени достоверности и недостаточностью государственной и ведомственной статистической отчетности для осуществления государственных функций в сфере ТЭК и смежных отраслях экономики; преимущественным использованием бумажного документооборота и недостаточным использованием современных информационных технологий при информационном взаимодействии государственных органов и организаций; пробелами и противоречиями в нормативной правовой базе, отсутствием системного и единообразного подхода к правовому регулированию формирования и использования государственных информационных ресурсов ТЭК.
Кроме того, отличаются и требования к форме представления данных. Так, Росстат апеллирует относительными величинами, которые готовятся за определенный период времени, а Минэнерго России чаще всего требуются конкретные данные по конкретным отраслевым компаниям, причем сведения, как правило, требуются оперативно.
Таким образом, необходимость разработки указанного законопроекта обусловлена отсутствием в настоящее время достаточной информации в сфере топливно-энергетического комплекса страны.
Рассматриваемым законопроектом предлагается актуализировать перечень субъектов ГИС ТЭК, уточнив обязанность предоставления информации для включения в ГИС ТЭК органов местного самоуправления, потребителей энергетических ресурсов и организаторов торговли нефтью, нефтепродуктами, природным газом, электрической энергией и мощностью и ценными бумагами юридических лиц, осуществляющих деятельность по добыче, производству, переработке, обогащению, преобразованию, хранению, передаче, распределению, транспортировке, поставкам, перевалке, перегрузке, отгрузке, реализации энергетических ресурсов, снабжению ими. При этом законопроект подчеркивает обязательный характер предоставления информации для формирования ГИС ТЭК.
Вместе с тем законопроект определяет дополнительный перечень видов информации, обязательной для включения в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса. Так включению в ГИС ТЭК подлежит информация о перспективных программах стандартизации по направлениям топливно-энергетического комплекса и международном энергетическом сотрудничестве.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, расходы, связанные с созданием, эксплуатацией и совершенствованием государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса, финансируются за счет средств федерального бюджета и уже предусмотрены государственной программой Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 321. Дополнительных средств из федерального бюджета на реализацию законопроекта не требуется.
В тоже время, у Комитета имеются замечания и предложения по тексту законопроекта.
В настоящее время организации ТЭК в целях подготовки и принятия управленческих решений используют информацию в том числе, получаемую из ФГБУ "ЦДУ ТЭК". Актуальность и достоверность получаемых данных, а также методологическая чистота обработки информации напрямую влияют на экономическую эффективность принимаемых решений, а также дальнейшее планирование инвестиционной и производственно-экономической деятельности предприятиями российского ТЭК.
Комитетом предлагается рассмотреть возможность обеспечения преемственности методик и наполнения информационных отчётов, предоставляемых на сегодняшний день ФБГУ "ЦДУ ТЭК", а при наличии неясных вопросов организация консультаций оператора ГИС ТЭК с заинтересованными получателями данных с тем, чтобы содержание аналитической информации, которая будет формироваться в ГИС ТЭК, соответствовало аналогичной информации о показателях работы ТЭК, предоставляемой в настоящее время ФГБУ "ЦДУ ТЭК".
Комитетом отмечается необходимость регламентации в законопроекте вопроса определения ответственности за нарушение предоставления полной, достоверной и своевременной информации и непринятия или принятия ненадлежащих мер по обеспечению качества функционирования ГИС ТЭК.
Комитетом предлагается установить в законопроекте, что информация в ГИС ТЭК представляется субъектами ГИС ТЭК только в виде уникальных показателей, которые вводятся в систему один раз, а затем при необходимости отображаются в различных отчетах. При таком способе, по мнению Комитета, достигается экономия трудозатрат и повышается достоверность информации.
Комитетом предлагается дополнить статью 1 рассматриваемого законопроекта в части внесения изменений в статью 11 Федерального закона от 3 декабря 2011 N 382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса" (далее Федеральный закон N 382-ФЗ) положением, согласно которому представление информации в ГИС ТЭК осуществляется на основе логических показателей с набором аналитических признаков без дублирования одних и тех же показателей во входной информации. Уникальная информация представляется в ГИС ТЭК один раз и в дальнейшем, при формировании конечной отчетности, автоматически тиражируются в необходимые формы (одна цифра - один ввод).
Комитет поддерживает необходимость принятия настоящего законодательного акта, который при вступлении его в силу будет способствовать полному учету энергоресурсов, повышению прозрачности и упорядочению рынка энергоресурсов, сокращению теневого оборота энергоресурсов, а также сокращению потерь и увеличению доходной части федерального бюджета.
В тоже время, Комитет обращает внимание, что в настоящее время в связи с развернувшейся работой по формированию Единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, Республики Армения, Республики Киргизия и формированием энергетического рынка этих стран в тексте законопроекта возможны изменения, направленные на обеспечение сопоставимости информационных ресурсов государств - членов Таможенного союза.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по энергетике поддерживает концепцию законопроекта N 175593-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса" и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом замечаний, изложенных в настоящем заключении.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.