Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 133733-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
(в части создания мест для анонимного оставления ребенка),
внесенному депутатами Государственной Думы О.В. Пушкиной, И.К. Родниной, Е.А. Вторыгиной и другими
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 11 апреля 2017 года (протокол заседания Совета Государственной Думы N 40, пункт 90) Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 133733-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в части создания мест для анонимного оставления ребенка), внесенный депутатами Государственной Думы О.В. Пушкиной, И.К. Родниной, Е.А. Вторыгиной и другими.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 124-ФЗ).
В проекте закрепляется понятие "место для анонимного оставления ребенка", под которым понимается специальное оборудованное место, предназначенное для анонимного и безопасного оставления ребенка после его рождения, но не более чем до достижения им возраста шести месяцев. Законопроектом предлагается создавать такие места в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Полномочиями по установке требований к указанным местам наделяется федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
По результатам проведенного Комитетом в мае 2017 года мониторинга информации, полученной из 81 субъекта Российской Федерации, в России созданы и функционируют специализированные боксы для анонимного оставления ребенка в 9 субъектах Российской Федерации. Начиная с 2011 года при медицинских и религиозных организациях такие боксы установлены в Камчатском, Краснодарском, Пермском, Ставропольском краях, Курской, Московской, Свердловской, Тюменской областях и Республике Татарстан.
Вместе с тем, в законодательстве Российской Федерации отсутствует правовое регулирование использования мест для анонимного оставления ребенка.
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей считает необходимым отметить следующее.
1. Как следует из пояснительной записки, проект направлен на защиту права на жизнь и здоровье новорожденного. Однако, полагаем, что создавая условия для анонимного отказа родителя от ребенка, нарушаются родительские права второго родителя, а также личные неимущественные и имущественные права ребенка.
Вместе с тем, согласно статье 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитании - обязанность родителей. В Семейном кодексе Российской Федерации (далее - СК РФ) определены права и обязанности родителей в отношении своих детей, а также основные права ребенка, включая право на установление происхождения (статья 48 СК РФ), право ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, на общение с родителями и другими родственниками, на отчество и фамилию, право ребенка на получение содержания от своих родителей, на имущество в порядке наследования (статьи 53-60 СК РФ).
Уклонение от выполнения обязанностей родителей влечет за собой лишение родительских прав, при этом, не освобождая родителей от обязанности содержать своего ребенка (статьи 69, 71 СК РФ).
Таким образом, проектируемыми нормами законопроекта, могут быть созданы условия для нарушения прав и законных интересов детей.
2. Проектом предусмотрено, что решение о создании мест для анонимного оставления ребенка будет принимать субъект Российской Федерации в порядке и на условиях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации.
При этом необходимо отметить, что представленный проект непосредственно не содержит правовых оснований и условий, которые являлись бы "основой" для принятия такого решения органом власти субъекта Российской Федерации - проектом лишь предусматривается "неограниченное" право субъекта Российской Федерации.
Полагаем, что такое ничем неограниченное право, может привести не к положительным, а отрицательным результатам, что в свою очередь не сможет гарантировать безопасность для жизни и здоровья ребёнка (в частности, в законопроекте не определено, где именно могут создаваться такие места).
3. Кроме того, проектом устанавливается, что места для анонимного оставления предназначены для оставления детей возрастом не более шести месяцев.
Однако, из представленной редакции законопроекта не ясно, чем обоснован данный возраст ребенка (в пояснительной записке не содержатся пояснения по данному вопросу), как будет определяться фактический возраст ребенка. Также не определены последствия нарушения такого условия.
4. В законопроекте не урегулированы правовые последствия анонимного оставления ребенка (как для родителей, так и для его родственников).
В законодательстве не содержится такой процедуры отказа от ребенка, как "оставление в месте анонимного оставления ребенка", соответственно, не определен порядок установления воли родителя, оставившего ребенка в таком месте, на отказ от ребенка (важно для последующей передачи ребенка в приемную семью).
5. Кроме того, законопроект не устанавливает порядок учета детей, оставленных в местах для анонимного оставления, а также механизм контроля за их дальнейшей судьбой.
6. Согласно пункту 4 проектируемой статьи 15.1 Федерального закона N 124-ФЗ запрещается установка и эксплуатация мест для анонимного оставления ребенка с нарушением требований, предусмотренных настоящей статьей. Между тем не ясно, что понимается под нарушением этих требований. Если ни статьей, ни законопроектом никаких требований установки и эксплуатации мест для анонимного оставления ребенка не предусмотрено.
7. Также в законопроекте не предусмотрены случаи, когда ребенок может быть оставлен в специализированном месте третьими лицами без ведома и согласия матери (отца), что может иметь как насильственный характер, так и криминогенный.
8. В финансово-экономическом обосновании указывается, что принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета или бюджетов иных уровней.
Однако, установление права субъекта Российской Федерации создавать специализированные места может потребовать дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законопроекте должны быть определены источники и порядок финансирования новых расходных обязательств. Проект таких положений не содержит.
8. Следует также отметить, что установка и использование специализированных мест противоречит пункту 10 Плана мероприятий на 2015 - 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, которым предусматривается реализация системы мер по профилактике отказов от новорожденных детей и сопровождению беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В настоящее время в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации "Профилактика отказа от новорожденных в родильных домах" (письмо N 15-4/10/2-6725 от 04.09.2014 г.) органы государственной власти субъектов Российской Федерации проводят соответствующую работу, по итогам которой отмечается положительная динамика в уменьшении количества отказов от новорожденных детей.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы предлагает субъектам права законодательной инициативы изменить текст законопроекта до его рассмотрения в первом чтении.
Председатель комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.