Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1120209-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
В законопроекте предлагается внести изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, согласно которым открытие банковских и иных счетов отдельным видам организаций, а также заключение договоров банковского вклада (депозита) допускается только с кредитными организациями, соответствующими определенным требованиям.
При внесении изменений в часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) не учтено, что административные правонарушения против порядка управления содержатся в главе 19 КоАП РФ, в то время как административная ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) устанавливается в части 7 новой редакции статьи 15.39 КоАП РФ.
Кроме того, предлагаемое дополнение часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ будет означать, что заведомо недостоверные сведения будут представляться в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган, что нуждается в уточнении.
Согласно пункту 3 проектируемой статьи 15.39 КоАП РФ (страница 12 законопроекта) ответственность предусматривается за открытие банковских счетов государственным корпорациям, государственным компаниям и публично-правовым компаниям в кредитных организациях, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и не включенных в размещенный для указанных целей Банком России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечень кредитных организаций. Однако в изменениях, вносимых законопроектом в отраслевые законы, регулирующие правовой статус отдельных государственных корпораций и государственных компаний, указанный перечень не упоминается.
Согласно пункту 1 проектируемой статье 24.1 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) (страница 19 законопроекта) федеральные унитарные предприятия, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности, а также хозяйственные общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем, вправе открывать счета, покрытые (депонированные) аккредитивы в кредитных организациях, заключать договоры банковского счета, договоры банковского вклада (депозита) с кредитными организациями, приобретать ценные бумаги кредитных организаций только в случае, если кредитная организация соответствует требованиям, предусмотренным в соответствии с пунктом 8 указанной статьи. Пункт 8 статьи 24.1 Федерального закона N 161-ФЗ не только содержит порядок установления требований, но и сами требования. В связи с этим редакция пунктов 1, 2, 5, 9 статьи 24.1 Федерального закона N 161-ФЗ требует уточнения.
Также кредитная организация, соответствующая требованиям, должна быть включена в перечень, предусмотренный пунктом 9 статьи 24.1 Федерального закона N 161-ФЗ. Согласно пункту 9 указанной статьи перечень публикуется Банком России на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет", а также в "Вестнике Банка России". Из-за возможного временного разрыва в публикации перечень кредитных организаций может быть различен. В этой связи требуется уточнить, какой именно перечень имеется в виду. Также требует обсуждения цель публикации перечня в "Вестнике Банка России", поскольку ответственность в соответствии с изменениями, вносимыми законопроектом в КоАП РФ, наступает только за заключение договоров с кредитными организациями, не включенными в перечень кредитных организаций, размещенный на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
В проектируемых положениях пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона N 161-ФЗ, пункта 2 части 4 статьи 3 Федерального закона от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ "О банке развития", части 6 статьи 2 Федерального закона от 23 ноября 2007 года N 270-ФЗ "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех", части 7 статьи 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", части 5 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги", части 8 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", части 3 статьи 5 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" необходимо уточнить формулировку "федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию...", а именно заменить слова "принимать меры" словами "осуществлять функции" в целях привидения указанной формулировки в соответствие с функциональной компетенцией федерального органа исполнительной власти, определенной Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 808 "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу".
Согласно статье 4 законопроекта Правительство Российской Федерации устанавливает требования к кредитным организациям на территории Российской Федерации, в которых Агентство по страхованию вкладов вправе открывать банковские и иные счета и в которых оно вправе размещать денежные средства в депозиты. Данное положение не соответствует частям 3 и 4 статьи 17 законопроекта, согласно которым Правительство Российской Федерации вправе определить кредитную организацию, не соответствующую установленным Правительством Российской Федерации требованиям, имеющую право на открытие банковских и иных счетов отдельной государственной корпорации и заключения договора банковского счета (депозита) с отдельной государственной корпорацией.
Аналогичное замечание относится к статьям 5, 6, 7, 8, 9 законопроекта.
По статье 5 законопроекта обращаем внимание, что применительно к Внешэкономбанку Правительство Российской Федерации устанавливает требования только в отношении банковских депозитов, в то время как для других государственных корпораций и государственных компаний - в отношении банковских вкладов (депозитов). При этом в пункте 3 проектируемой статьи 15.39 КоАП РФ ответственность устанавливается также за размещение денежных средств во вкладах.
Согласно части 1 статьи 17 законопроекта открытие банковских и иных счетов государственным корпорациям, государственным компаниям и публично-правовым компаниям либо заключение договоров банковского вклада (депозита) с государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями могут осуществлять только кредитные организации, соответствующие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Для этих целей согласно части 2 статьи 17 законопроекта Банк России ежемесячно публикует перечни кредитных организаций, соответствующих требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации для целей совершения указанных операций (сделок). В этой связи требуется уточнить, какие еще нормативные правовые акты Российской Федерации имеются в виду, если в части 1 статьи 17 законопроекта указываются требования, установленные только Правительством Российской Федерации.
Также в частях 1 и 2 статьи 17 законопроекта нуждается в уточнении наименование федерального органа исполнительной власти "Федеральное казначейство". Исходя из положений статьи 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" необходимо использовать не собственное наименование федерального органа исполнительной власти, а условное наименование в соответствии с его функциональной компетенцией, определенной в части 1 Положения о Федеральном казначействе, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 703 "О Федеральном казначействе".
Согласно частям 3 и 4 статьи 17 законопроекта Правительство Российской Федерации вправе определить кредитную организацию, не соответствующую установленным Правительством Российской Федерации требованиям, имеющую право на открытие банковских и иных счетов отдельной государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании и заключение договоров банковского вклада (депозита) с отдельной государственной корпорацией, государственной компанией или публично-правовой компании. При этом в случае, установленном в части 3 статьи 17 законопроекта указанная кредитная организация не включается в соответствующий перечень, а согласно части 4 статьи 17 законопроекта - включается в перечень. Таким образом, между нормами законопроекта возникает внутреннее противоречие, поскольку Банк России размещает перечни кредитных организаций, соответствующих требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации для совершения указанных в части 1 статьи 17 законопроекта операций (сделок), а с другой стороны в перечень будут включаться организации, не соответствующие установленным Правительством Российской Федерации требованиям. В этой связи наименование указанного перечня также не будет соответствовать его содержанию.
Также требует дополнительного обсуждения необходимость установления Правительством Российской Федерации требований к кредитным организациям, в то время как и иные кредитные организации, не отвечающие установленным требованиям, вправе будут открывать счета и заключать договоры банковского вклада (депозита), которые также будут определяться Правительством Российской Федерации.
По части 4 статьи 17 законопроекта также обращаем внимание, что термин "международные санкции" в законодательстве Российской Федерации не используется. Под международными санкциями понимаются принудительные меры, осуществляемые международными организациями, прежде всего ООН, как правило, невоенного характера. Считается общепризнанным, что характером международных санкций обладают коллективные меры, предусмотренные главой VII Устава ООН в случае осуществления угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. В этой связи в случае установления санкций в отношении кредитных организаций или лица, под контролем или значительным влиянием которого находится кредитная организация, иностранным государством, такие санкции являются санкциями иностранного государства, а не международными санкциями. Полагали бы целесообразным отказаться от использования определения "санкции" и использовать редакцию статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации в части мер ограничительного характера. Кроме того использование в законопроекте термина "санкция" свидетельствует о признании совершенного правонарушения.
Аналогичные замечания относятся и к иным положениям законопроекта, регулирующим порядок установления требований к кредитным организациям.
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера по законопроекту переданы в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.