Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 5 июля 2017 г. N 47-АПУ17-6
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Ситникова Ю.В.,
судей Кулябина В.М. и Борисова О.В.
с участием обвиняемого Абдужаббарова М.М., защитника - адвоката Пригодина В.В., прокурора Савинова Н.В., секретаря судебного заседания Багаутдинова Т.Г., переводчиков И. и X.
рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу Абдужаббарова М.М. на постановление Оренбургского областного суда от 19 апреля 2017 года, которым оставлена без удовлетворения его жалоба на постановление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 13 февраля 2017 года о выдаче правоохранительным органам Республики Узбекистан для привлечения к уголовной ответственности
Абдужаббарова М.М. ... содержащегося под стражей с 24 августа 2016 года по 2 июня 2017 года.
Заслушав доклад судьи Ситникова Ю.В., выступление обвиняемого Абдужаббарова М.М. и защитника Пригодина В.В. в обоснование доводов апелляционной жалобы, мнение прокурора Савинова Н.В. об отсутствии оснований для удовлетворения указанной жалобы, Судебная коллегия установила:
в апелляционной жалобе Абдужаббарова М.М. просит отменить постановление судьи, утверждает, что при рассмотрении его жалобы допущены нарушения уголовно-процессуального закона и международных договоров, его выдача обусловлена политическими мотивами из-за критических публикаций в адрес властей Республики Узбекистан, он с мая 2008 года проживает на территории Российской Федерации, его жена и дочь граждане этой страны, занимался общественной деятельностью с мигрантами, в установленном порядке он направлял ходатайства в компетентные органы о получении статуса беженца, ранее он был похищен и перемещён в Республику Узбекистан, где его помещали в следственный изолятор, применяли пытки, ссылается на допущенные нарушения при вручении перевода копии обжалуемого постановления суда, а также нарушения при его задержании 24.08.2016 г.
Прокурором Фроловым Л.В. представлены письменные возражения на доводы апелляционной жалобы, в которых он просит оставить без изменения постановление суда.
Проверив представленный материал и обсудив доводы сторон, Судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, Российская Федерация и Республика Узбекистан приняли на себя обязательства о взаимной выдаче находящихся на их территории лиц для привлечения к уголовной ответственности при наличии соответствующего требования каждой из сторон.
Положения указанного международного договора конкретизированы в уголовно-процессуальном законе двух стран.
Судом правильно установлено, что постановление о выдаче Абдужаббарова М.М. правоохранительным органам Республики Узбекистан вынесено заместителем Генерального прокурора Российской Федерации в соответствии с требованиями ст. 460, 462 УПК РФ на основании запроса Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан в лице заместителя Генерального прокурора.
Вопреки доводу защитника, согласно положениями ст. 599, 602 УПК Республики Узбекистан решения о выдаче лиц для уголовного преследования Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан принимаются Генеральным прокурором или его заместителем.
К запросу Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан о выдаче представлены документы, из которых следует, что в производстве СО ОВД Ургутского района Самаркандской области Республики Узбекистан находится уголовное дело по обвинению Абдужаббаров М.М. в совершении преступления, предусмотренного пп. "б", "г", "е", "з", "и" ч. 2 ст. 135 УК Республики Узбекистан, а именно в вербовке на территории Республики Узбекистан, перевозке и эксплуатации более двух лиц, находившихся в материальной и иной зависимости от виновного, совершённой по предварительному сговору группой лиц, с перемещением потерпевших через Государственную границу Республики Узбекистан и незаконным удержанием их за границей, с изъятием и сокрытием документов, удостоверяющих личность потерпевших.
Указанные действия наказуемы по пп. "а", "г", "д", "з" ч. 2 ст. 127.1 УК Российской Федерации лишением свободы на срок свыше одного года. Срок давности уголовного преследования не истёк.
Вопросы виновности не могут обсуждаться в ходе рассмотрения жалобы на решение о выдаче.
Довод о том, что выдача Абдужаббарова М.М. обусловлена политическими мотивами, опровергается представленными экстрадиционными материалами. Заявитель обвиняется в совершении преступления, которое носит общеуголовный характер. Обстоятельства, которые могли препятствовать его выдаче, не установлены.
Абдужаббаров М.М. является гражданином Республики Узбекистан, где проживают его родители. С заявлением о выходе из гражданства указанной страны он не обращался. В Российской Федерации ему не предоставлялось гражданство и статус беженца. Более того, с 19.09.2013 года для него существовал запрет въезда на территорию Российской Федерации. Однако он не покинул территорию Российской Федерации и 14.08.2014 года был депортирован в Республику Узбекистан. Впоследствии 14.11.2014 года он вновь возвратился в Российскую Федерацию, в связи с чем был осуждён по приговору Акбулакского районного суда Оренбургской области от 24.05.2016 года по ч. 2 ст. 322 УК РФ за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации к 8 месяцам лишения свободы.
По смыслу ст. 463 УПК РФ вопрос о законности и обоснованности решения о выдаче разрешается исходя из обстоятельств, существовавших на момент принятия такого решения. В связи с этим обращение Абдужаббарова М.М. в компетентные органы Российской Федерации с ходатайством о предоставлении ему статуса беженца после принятия решения о выдаче не влечёт за собой отложение рассмотрения жалобы на решение о выдаче.
Семейное положение Абдужаббарова М.М., его занятие общественной деятельностью не ставят под сомнение законность и обоснованность решения о выдаче.
Доводы Абдужаббарова М.М. о его похищении в 2014 году и применении пыток проверены и обоснованно признаны несостоятельными.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 462 УПК РФ Республика Узбекистан гарантировала соблюдение всех прав обвиняемого, а также приняла на себя обязательства: не передавать его третьему государству без согласия Российской Федерации; осуществлять процедуру привлечения к уголовной ответственности только за то преступление, которое указано в постановлении о выдаче; исключить возможность преследования по политическим мотивам, в связи с расовой принадлежностью, вероисповеданием, национальностью или по политическим взглядам, исключить применение пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство видов обращения или наказания.
Судом первой инстанции всесторонне и полно проверена законность и обоснованность решения о выдаче Абдужаббарова М.М. правоохранительным органам Республики Узбекистан для привлечения к уголовной ответственности.
Из представленного материала видно, что избрание ему и дальнейшее продление меры пресечения в виде заключения под стражу осуществлялось на основании судебных решений в установленном законом порядке. При этом Абдужаббаров М.М. имел реальную возможность обжаловать данные судебные решения.
Запрос о выдаче с документами имеют надлежащий перевод. Постановление суда, переведённое на таджикский язык, вручено Абдужаббарову М.М. 27.04.2017 года.
Судебная коллегия находит постановление суда соответствующим требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 389.20, ст. 389.28 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
постановление Оренбургского областного суда от 19 апреля 2017 года в отношении Абдужаббарова М.М. оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ситников Ю.В. |
Судьи |
Кулябин В.М/ |
|
Борисов О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 5 июля 2017 г. N 47-АПУ17-6
Текст определения официально опубликован не был