Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 1013586-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект направлен на изменение системы вознаграждения негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и управляющих компаний путем введения для них дополнительной постоянной части вознаграждения, которая не будет зависеть от результатов их деятельности.
В настоящее время управляющие компании имеют право на вознаграждение не более 10% дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, а НПФ - не более 15% дохода от инвестирования после вычета вознаграждения управляющей компании и специализированному депозитарию. При этом, в случае получения убытка вознаграждение НПФ и управляющей компании не выплачивается.
Законопроектом предлагается сохранить за НПФ вознаграждение в размере 15% от инвестиционного дохода (без учета вычета вознаграждений управляющей компании и специализированного депозитария), а также дополнительно установить постоянное вознаграждение, изымаемое НПФ непосредственно из средств пенсионных накоплений и зачисляемое им в собственные средства.
Постоянную часть вознаграждения НПФ, включая необходимые расходы управляющей компании на инвестирование, предлагается установить в размере 1% от средней стоимости чистых активов за отчетный год. Учитывая, что на 1 января 2017 года в управлении НПФ находится более 2 трлн. руб. средств пенсионных накоплений, предложенное правовое регулирование позволит фондам на законных основаниях ежегодно изымать в счет собственных средств до 20 млрд. руб., даже если они сработали с убытком. Таким образом, средний размер постоянного вознаграждения 38 находящихся в реестре НПФ составит около 0,5 млрд. руб. на фонд, причем наиболее крупные смогут получать и более 1 млрд. руб. в год. По итогам переходной кампании 2016 года в текущем году в управление НПФ поступит еще около 234 млрд. рублей.
Что касается постоянного и переменного вознаграждения управляющей компании, а также вознаграждения специализированного депозитария, то согласно законопроекту их размеры будут устанавливаться договором доверительного управления средствами пенсионных накоплений и договором об оказании услуг специализированного депозитария, а выплата будет производиться за счет собственных средств НПФ.
Основной целью законопроекта, согласно пояснительной записке, является создание стимулов для повышения эффективности деятельности субъектов инвестирования, увеличение прозрачности управления средствами пенсионных накоплений, а реализация предложенных мероприятий должна способствовать снижению максимальной величины платежей за счет средств пенсионных накоплений, а также инвестированию указанных средств в долгосрочные инвестиционные проекты.
Вместе с тем, представляется, что предлагаемая система снижает мотивацию НПФ и управляющих компаний по увеличению доходности, повышению качества управления средствами пенсионных накоплений и эффективному ведению инвестиционной деятельности, поскольку предполагает наличие гарантируемого дохода вне зависимости от результата их работы.
Введение данной системы приведет к увеличению вознаграждения НПФ и управляющих компаний, особенно при неудовлетворительных результатах управления (убытке), вследствие чего могут уменьшиться размеры средств пенсионных накоплений, отражаемых на счетах застрахованных лиц, что негативно отразится на их будущих пенсионных правах.
Следует отметить, что сопроводительные документы к законопроекту не содержат мотивированных обоснований предложенного размера постоянного вознаграждения НПФ и каких-либо расчетов, позволяющих оценить последствия принятых решений.
В настоящее время за счет средств пенсионных накоплений производится возмещение фактически произведенных управляющей компанией необходимых расходов и оплата услуг специализированного депозитария при инвестировании средств пенсионных накоплений, но не более 1% и 0,1% рассчитанной за отчетный год средней стоимости чистых активов соответственно.
Несмотря на формальную сопоставимость указанных величин и размера проектируемого вознаграждения НПФ (включая необходимые расходы управляющей компании на инвестирование), осуществляемые по действующему законодательству за счет средств пенсионных накоплений расходы имеют не только нормативные максимальные ограничения, но и должны быть подтверждены с точки зрения их необходимости. Так, на практике указанные расходы всегда значительно ниже предельно допустимых показателей.
По расчетам Пенсионного фонда Российской Федерации, основанным на опубликованных Банком России данных о результатах деятельности НПФ в 2010-2015 гг., средние расходы управляющих компаний и специализированных депозитариев (ограничение на возмещение необходимых расходов которых не установлено) составили соответственно 0,12% и 0,17% от среднегодовых значений сумм средств пенсионных накоплений.
Учитывая изложенное, устанавливаемый законопроектом размер постоянного вознаграждения НПФ представляется неоправданно завышенным и мог бы быть пересмотрен.
В обоснование того, что вознаграждение НПФ в указанном объеме не приведет к нарушению прав граждан, в пояснительной записке к законопроекту приведены агрегированные за период с 2005 по 2012 гг. расчетные величины возможных максимальных расходов, оплачиваемых за счет средств пенсионных накоплений и дохода от их инвестирования. Так, в соответствии с законопроектом максимальные расходы составили бы в указанный период 2,54% объема пенсионных накоплений, в то время как максимально разрешенные действующим законодательством расходы в среднем составляли бы 3,29%. Вместе с тем, фактические расходы за указанный период в среднем составляли 2,14% объема средств пенсионных накоплений, т.е. не достигали максимальных расходов ни по действующему, ни по проектируемому правовому регулированию.
Следует отметить, что предлагаемый законопроектом механизм, декларируя установление максимальной величины расходов, фактически предоставляет НПФ право изымать соответствующие средства в качестве постоянного вознаграждения в максимально допустимом объеме вне зависимости от фактических расходов управляющей компании. В связи с этим утверждение о повышении прозрачности расходов и о снижении максимальной величины платежей представляется некорректным.
Также необходимо отметить, что в соответствии с законопроектом в собственные средства НПФ в качестве постоянной части вознаграждения будут направляться средства пенсионных накоплений в размере, равном взносам в резерв НПФ по обязательному пенсионному страхованию и в фонд гарантирования пенсионных накоплений в АСВ, с последующей передачей соответствующих взносов в резерв и в АСВ из собственных средств НПФ.
В настоящее время указанные отчисления (в размерах не менее 0,25% и 0,025% средней стоимости чистых активов соответственно) производятся за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, а при недостаточности или отсутствии такого дохода - за счет собственных средств фонда. При этом действующее законодательство допускает возможность использования самих средств пенсионных накоплений для уплаты взносов в фонд гарантирования, но исключительно в случаях нехватки в совокупности сумм дохода от инвестирования и собственных средств НПФ. Что касается резерва по обязательному пенсионному страхованию, то источником его формирования средства пенсионных накоплений не могут выступать ни при каких обстоятельствах.
Таким образом представляется, что предлагаемая система вознаграждения позволяет переложить расходы, связанные с необходимостью восполнения гарантируемых по закону средств пенсионных накоплений, на самих застрахованных лиц и, кроме того, демотивирует фонды в стремлении повышать доходность, т.к. они перестанут отвечать по этим обязательствам своими собственными средствами.
Кроме того, неясно, как проектируемое регулирование будет способствовать инвестированию средств пенсионных накоплений в долгосрочные инвестиционные проекты, т.к. каких-либо новых стимулов, условий или ограничений в целях повышения мотивации НПФ законопроект не содержит.
Наличие постоянного вознаграждения не гарантирует повышение заинтересованности в долгосрочных вложениях и может привести к обратному эффекту, когда НПФ перестанут использовать активные стратегии доверительного управления и предпочтут дальнейшее получение минимальной доходности, инвестируя средства в банковские депозиты, тем самым минимизируя расходы, произведенные управляющей компанией и специализированным депозитарием, и увеличивая свои доходы.
Следует также отметить, что в целях стимулирования формирования НПФ долгосрочных инвестиционных стратегий с 2015 года вступили в силу изменения в федеральные законы "О негосударственных пенсионных фондах" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации", ограничившие право граждан на переход от одного страховщика по обязательному пенсионному страхованию к другому без потери инвестиционного дохода, путем установления обязанности застрахованных лиц подавать такое заявление за пять лет до фактического перехода.
Введение указанных ограничений, по-видимому, оказалось недостаточным для стимулирования НПФ к долгосрочным вложениям, породив, вместе с тем, проблему массовой потери гражданами инвестиционного дохода, т.к. заявления о досрочном переходе ежегодно составляют 99% общего числа заявлений о выборе страховщика.
В связи с чем полагаем, что проблема информирования граждан о потере инвестиционного дохода в связи с досрочными переходами нуждается в скорейшем урегулировании.
Устанавливая для НПФ такие существенные льготы, в качестве гарантии обеспечения прав граждан законопроект предлагает декларативную норму, предусматривающую обязанность НПФ организовывать управление средствами пенсионных накоплений исключительно в интересах застрахованных лиц и размещение средств пенсионных резервов - исключительно в интересах участников. А если в результате нарушения такой обязанности НПФ получил убыток (недополучил прибыль) по операциям с пенсионными резервами или пенсионными накоплениями, то фонд обязан возместить соответствующий убыток (недополученную прибыль) за счет собственных средств. Однако ни основания для привлечения НПФ к ответственности за нарушение такой обязанности, ни порядок возмещения, ни объем возмещения законопроектом не определены.
Комитет поддерживает мероприятия, направленные на установление дополнительной ответственности НПФ перед застрахованными лицами, вместе с тем, указанная норма требует конкретизации.
Учитывая вышеизложенное, предложенные законопроектом изменения могут негативно повлиять на права будущих пенсионеров, уменьшив возможный уровень их пенсионного обеспечения.
Введение новой системы вознаграждения в современных условиях представляется преждевременным. Предлагаем вернуться к вопросу изменения порядка вознаграждения НПФ после реформирования накопительного пенсионного страхования из публично-правовой плоскости в договорную в рамках реализации разработанной Министерством финансов Российской Федерации и Банком России "Концепции формирования пенсионного плана индивидуального пенсионного капитала в системе негосударственного пенсионного обеспечения".
С учетом изложенных замечаний Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов считает, что рассматриваемый законопроект нуждается в существенной доработке в целях исключения возможных рисков и негативных последствий для застрахованных лиц в случае его принятия.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.