Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 141506-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части совершенствования требований к разработке, утверждению и актуализации схем теплоснабжения)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан в целях усиления ответственности органов исполнительной власти городов федерального значения и органов местного самоуправления за несоблюдение требований к схемам теплоснабжения, разработки и утверждения схем теплоснабжения.
Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, схема теплоснабжения является стратегическим документом по планированию развития города, поселения. Схема теплоснабжения определяет развитие теплоэнергетического комплекса города на долгосрочный период. На основании этого документа разрабатываются инвестиционные программы теплоснабжающих организаций, определяется загрузка источников тепловой энергии, формируются тарифы на товары и услуги в сфере теплоснабжения, в том числе плата за подключение, а также в схеме теплоснабжения определяется единая теплоснабжающая организация.
Отсутствие утвержденной схемы теплоснабжения приводит к невозможности принятия оптимальных инвестиционных решений, к затягиванию сроков назначения единой теплоснабжающей организации, сроков подключения потребителей к системам теплоснабжения, к необоснованному усложнению договорных схем в системе теплоснабжения и к многочисленным спорам между участниками отношений. К таким же негативным последствиям приводит и утверждение схемы теплоснабжения с нарушениями установленных требований.
Отмечая актуальность концепции законопроекта, необходимо в то же время сделать ряд замечаний.
Общеизвестным фактом является недостаток средств в местных бюджетах, особенно небольших поселений для исполнения возложенных на них полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе в сфере теплоснабжения, в частности, финансирования разработки и актуализации схем теплоснабжения. В связи с указанным представляется, что административное взыскание может быть наложено, только в случае, если соответствующим должностным лицом не вносились при составлении проекта местного бюджета предложения о выделении бюджетных ассигнований на составление соответствующих схем теплоснабжения.
В части 1 предлагаемой в законопроекте новой статьи 9.4 устанавливается ответственность за направление схемы теплоснабжения, разработанной с нарушениями требований к схеме теплоснабжения, порядку ее разработки и утверждения. Неясно, почему не устанавливается административная ответственность за сами нарушения при разработке такой схемы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту вместо слов "статьи 9.4" следует читать "статьи 9.24"
Часть 6 не содержит случаи административного правонарушения и, по мнению Комитета, не должна выделяться как самостоятельная часть.
Необходимо отметить несоразмерность наказаний за одно и то же правонарушение, предусмотренное частями 1, 2 (предупреждение) и частью 3 (максимальная сумма штрафа, в случае повторного правонарушения), для должностных лиц. Часть 7 указанной новой статьи 9.4 предусматривает за то же повторное правонарушение уже дисквалификацию на срок 2 года. В то же время эта норма поглощается частью 3, в которой уже урегулированы случаи повторного правонарушения, что, безусловно, затруднит правоприменение указанных частей.
Необходимо также указать, что находящийся на рассмотрении Государственной Думы и подготовленный к рассмотрению во втором чтении проект федерального закона N 1086603-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения", внесенный Правительством Российской Федерации, предусматривает передачу полномочий по составлению схем теплоснабжения поселений и городских округов в "ценовых зонах" единой теплоснабжающей организации. Применение мер административного воздействия в отношении должностных лиц за ненадлежащее составление схем теплоснабжения местных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации в этом случае представляется необоснованным.
Учитывая вышеизложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 141506-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" при условии рассмотрения вышеуказанных замечаний и предложений при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.