Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 189247-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 189247-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса", внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, М.В. Емельяновым, и отмечает.
Законопроектом предлагается установить процедуру рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой в четырех чтениях. При этом предмет рассмотрения в первом чтении остается без изменений. Из вопросов для рассмотрения во втором чтении предлагается исключить рассмотрение бюджетных ассигнований на бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями; рассмотрение бюджетных ассигнований на перечень приоритетных направлений, по которым осуществляется софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за счет средств федерального бюджета; рассмотрение бюджетных ассигнований на федеральную адресную инвестиционную программу и основные показатели государственного оборонного заказа на очередной финансовый год и плановый период. Все эти вопросы предлагается сделать предметом третьего чтения, в котором также предлагается рассматривать утверждение отдельным приложением к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Федеральной адресной инвестиционной программы.
Согласно статье 116 Регламента Государственной Думы, рассмотрение законопроектов Государственной Думой, в том числе и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, осуществляется в трех чтениях.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 2006 года поставлена задача о переходе к рассмотрению указанного законопроекта в Государственной Думе в трех чтениях с целью модернизации процедур составления и рассмотрения проекта федерального бюджета и упрощения порядка его рассмотрения.
В пояснительной записке к законопроекту отсутствуют обоснования целесообразности и необходимости перехода к порядку рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете в четырех чтениях. В этой связи также не обосновано сохранение порядка рассмотрения в трех чтениях проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.
Кроме того, законопроектом вносятся изменения в статью 197 Бюджетного кодекса, предусматривающие внесение федеральных целевых программ на рассмотрение Государственной Думы, которые представляются одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В настоящее время статья 197 утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".
Таким образом, данный законопроект фактически возвращает статью 197 Бюджетного кодекса Российской Федерации в ее прежнюю редакцию.
Счетная палата в своем заключении отмечает, что в соответствии с пунктом 5 статьи 47 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" федеральные целевые программы (далее - ФЦП) реализуются до окончания срока их действия. Следовательно, использование ФЦП как экономического инструмента должно завершиться с заменой их государственными программами. В этой связи предлагаемые изменения не соответствуют указанному Федеральному закону.
Правительство Российской Федерации отмечает, что предлагаемые изменения, касающиеся дополнения структуры федерального бюджета новыми приложениями и расширения перечня документов и материалов, представляемых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете, препятствуют реализации мер по совершенствованию структуры и формата федерального бюджета и сокращению (оптимизации) перечня документов и материалов, представляемых в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете.
Счетная палата также не поддерживает данный законопроект.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 189247-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.