Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 июля 2017 г. N 03-07-13/1/44838
Вопрос: Наша организация, не являющаяся перевозчиком на железнодорожном транспорте, оказывает услуги по организации перевозок грузов железнодорожным транспортом по территории Казахстана, Узбекистана и других государств (пункт отправления и пункт назначения не на территории РФ) в рамках договора транспортной экспедиции. Заказчиками выступают как организации, являющиеся резидентами РФ, так и иностранные организации, входящие в ЕАЭС.
Признается ли территория РФ местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией, при организации перевозок железнодорожным транспортом товаров между двумя пунктами, расположенными на территории других государств.
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией при организации перевозок по территории Республики Казахстан и Республики Узбекистан по договорам с российскими организациями, а также с хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса.
Так, согласно подпункту 4.1 пункта 1 указанной статьи 148 Кодекса местом реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой, оказываемых российскими организациями, признается территория Российской Федерации в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса местом реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой и транспортировкой, не перечисленных в подпунктах 4.1-4.3 пункта 1 статьи 148 Кодекса, территория Российской Федерации не признается.
Таким образом, местом реализации услуг, связанных с перевозкой и (или) транспортировкой, оказываемых российской организацией, признается территория Российской Федерации, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. В случае же оказания таких услуг между пунктами отправления и назначения, расположенными за пределами территории Российской Федерации, местом их реализации территория Российской Федерации не признается.
Учитывая изложенное, местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией при организации перевозок по территории Республики Казахстан и Республики Узбекистан по договорам с российскими организациями, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.
Что касается вышеуказанных услуг, оказываемых по договорам с хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС, то на основании статьи 7 Кодекса в данном случае порядок применения налога на добавленную стоимость определяется в соответствии с разделом IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Согласно данному разделу Протокола место реализации транспортно-экспедиционных услуг определяется по месту нахождения исполнителя услуг на основании подпункта 5 пункта 29 Протокола.
В связи с этим в целях применения налога на добавленную стоимость местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией при организации перевозок по территории Республики Казахстан и Республики Узбекистан по договорам с хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза, признается территория Российской Федерации и такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации по ставке в размере 18 процентов в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Местом реализации услуг, связанных с перевозкой и (или) транспортировкой, оказываемых российской организацией, признается территория России, если пункт отправления/пункт назначения находятся на территории России. Если пункты расположены за пределами страны, местом их реализации территория России не признается.
Что касается вышеуказанных услуг, оказываемых по договорам с хозяйствующими субъектами государств ЕАЭС, то в данном случае порядок применения НДС определяется Договором о ЕАЭС. В соответствии с ним место реализации услуг определяется по месту нахождения исполнителя.
Так, в целях применения НДС местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией при организации перевозок по территории Республик Казахстан и Узбекистан по договорам с хозяйствующими субъектами государств ЕАЭС, признается территория России и такие услуги облагаются НДС в России по ставке 18%.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 июля 2017 г. N 03-07-13/1/44838
Текст письма официально опубликован не был