Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1119655-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (в части порядка осуществления индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 1119655-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", внесенным Законодательным Собранием Республики Карелия, предлагается изложить в новой редакции статью 134 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), установив обязанность работодателей не бюджетного сектора проводить индексацию заработной платы работников не реже одного раза в год в размере не ниже минимального размера индексации заработной платы, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом порядок установления минимального размера индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации предлагается предусмотреть в новой статье 134.1 ТК РФ.
Как следует из пояснительной записки, авторы считают, что в действующем законодательстве "четкий порядок проведения индексации не установлен" и что в нем "не содержится императивных норм в отношении обязанности работодателя производить индексацию заработной платы. Поэтому многие работодатели из коммерческой сферы полагают, что индексировать заработную плату работников должны только бюджетные учреждения".
В то же время, вопрос об обязательности норм статьи 134 ТК РФ для выполнения всеми работодателями, а не только организациями бюджетной сферы, неоднократно становился предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Причем в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неизменно подтверждал императивный характер действующих норм указанной статьи ТК РФ.
Так в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2010 года N 913-О-О делается вывод о том, что "нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, ... не могут рассматриваться как неопределенные и нарушающие их конституционные права".
А в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года N 1707-О отмечено, что "предусматривая различный порядок осуществления данной государственной гарантии для работников государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных работодателей, федеральный законодатель преследовал цель защитить работодателей, на свой риск осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность, от непосильного обременения и одновременно - через институт социального партнерства - гарантировать участие работников и их представителей в принятии соответствующего согласованного решения в одной из указанных в статье 134 ТК РФ правовых форм".
Таким образом, порядок, размер, сроки индексации заработной платы работодатели, не финансируемые из бюджета, вправе выбирать самостоятельно, с учетом мнения представительного органа работников. Они могут соответствовать официально установленному индексу потребительских цен по стране или в отдельном регионе, который публикует на своем сайте Росстат, величине инфляции, указанной в ежегодном федеральном законе о федеральном бюджете или бюджете соответствующего региона, на территории которого работает организация, росту прожиточного минимума трудоспособного населения и иным показателям, отражающим рост цен на товары (продукцию) и услуги, а также должны учитывать финансово-экономическое положение работодателя.
Ранее, 22 января 2016 года, Государственная Дума VI созыва рассмотрела и отклонила внесенный Законодательным Собранием Республики Карелия проект федерального закона N 858149-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", в котором содержались предложения, аналогичные тем, которые содержатся в рассматриваемом проекте федерального закона N 1119655-6.
Единственным отличием проекта федерального закона N 1119655-6 от предыдущей законодательной инициативы Законодательного Собрания Республики Карелия по данному вопросу является предложение не проводить индексацию заработной платы в отношении тех работников, у которых ежемесячная заработная плата выше десятикратной величины прожиточного минимума.
Между тем, это предложение вступает в противоречие с другими нормами ТК РФ. Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2010 года N 913-О-О "в силу предписаний статей 2, 130 и 134 ТК РФ индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору".
Кроме того, проектом федерального закона вводится понятие "минимальный размер индекса потребительских цен". Однако определение этого понятия в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 1 субъекта Российской Федерации получен положительный отзыв, от органов государственной власти 5 субъектов Российской Федерации отрицательный отзыв, мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
В заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы отмечается наличие ряда существенных замечаний к законопроекту.
Комитет Совета Федерации по социальной политике концепцию предлагаемого проекта федерального закона не поддерживает.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, не поддерживают данный проект федерального закона.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 1119655-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.