Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1133605-6 "О внесении изменений в статью 317 Трудового кодекса Российской Федерации и в статью 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" - в части выплаты процентной надбавки к заработной плате лицам в возрасте до 30 лет, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
(внесенный Законодательным Собранием Республики Карелия)
Досье на проект федерального закона
Основной целью законопроекта, как следует из пояснительной записки, является обеспечение государственной поддержки молодежи, прожившей не менее трех с половиной лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и вступающей в трудовые отношения, путем установления процентных надбавок к заработной плате с первого дня работы.
С этой целью предлагается внести изменения в статью 317 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и в статью 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон).
В настоящее время лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. При этом согласно статьям 316, 317 ТК РФ размер надбавок и порядок их выплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации. Аналогичные нормы предусмотрены статьями 10 и 11 Закона.
Как следует из заключения Правительства Российской Федерации на рассматриваемый законопроект, Правительство Российской Федерации считает это полномочие выполненным и указывает, что Постановлением Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсации гражданам, проживающим в районах Севера" предусмотрен особый порядок начисления процентных надбавок молодежи, проживающей в районах Крайнего Севера не менее 1 года и вступающей в трудовые отношения, согласно которому максимальный размер процентной надбавки выплачивается не через 5 лет, как другим работникам, а через 2,5 года.
Таким образом, определенные меры государственной поддержки молодежи, проживающей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на федеральном уровне уже установлены и, таким образом, цели законопроекта, по крайней мере частично, достигнуты.
Кроме того, как отмечено в заключении Правительства Российской Федерации на рассматриваемый законопроект, в соответствии с Законом (статья 3) гарантии и компенсации устанавливаются на федеральном уровне только для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из иных источников, устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления или работодателями.
В частности, статьями 10 и 11 Закона органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления представлено право за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры процентных надбавок для работников государственных органов и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений.
Аналогичные нормы установлены статьями 313, 316 и 317 ТК РФ. Так, согласно статье 313 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами могут устанавливаться дополнительные гарантии и компенсации исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
Следовательно, установление дополнительных гарантий, касающихся размера и порядка установления процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, из местных бюджетов, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, не является предметом регулирования федеральным законодательством.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 1 субъекта Российской Федерации получен положительный отзыв, от органов государственной власти 3 субъектов Российской Федерации отрицательные отзывы, мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
В заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы отмечается, что средства на реализацию законопроекта должны быть предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Комитет Совета Федерации по социальной политике концепцию предлагаемого проекта федерального закона не поддерживает.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, не поддерживают данный проект федерального закона.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 1133605-6 "О внесении изменений в статью 317 Трудового кодекса Российской Федерации и в статью 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.