Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона регулирует отношения по использованию судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в целях торгового мореплавания, и взаимосвязанные с ними отношения. В представленном на повторную экспертизу проекте содержится ряд ранее исключенных из него по замечаниям Правового управления положений. В связи с этим обращаем внимание на следующее.
Отдельные положения проектируемого пункта 3 статьи 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) не соответствуют Конвенции ООН по морскому праву 1982 года (далее - Конвенция) и требуют доработки, в том числе с учетом возможных процедур урегулирования споров по толкованию и применению Конвенции, ведущих к обязательным для государств решениям.
В частности, к спору о нарушении прав иностранных государств в исключительной экономической зоне Российской Федерации могут привести положения проекта об осуществлении исключительно под Государственным флагом Российской Федерации морских перевозок угля по Северному морскому пути. Согласно статье 58 Конвенции "в исключительной экономической зоне все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются при соблюдении соответствующих положений Конвенции указанными в ее статье 87 свободами судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам". Предлагаемая проектом формулировка "морская перевозка угля, перевозимого по Северному морскому пути" означает, что речь идет о любом угле, в том числе, добытом за пределами Российской Федерации и территорий, в отношении которых Российская Федерация осуществляет исключительные права и юрисдикцию (например, уголь может быть добыт на территории одного иностранного государства и перевозиться по Северному морскому пути в другое иностранное государство).
Кроме того, следует учесть положения статьи 234 Конвенции, которые имплементированы в статью 32 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", в связи с которыми возникает также вопрос о международно-правовых основаниях выделения угля как единственного полезного ископаемого, способного нанести наибольший вред морской среде соответствующей части исключительной экономической зоны Российской Федерации. С учетом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации в законодательстве Российской Федерации должен быть закреплен единый подход к определению перечня веществ и (или) полезных ископаемых, перевозка которых может нанести наибольший вред морской среде. Представляется, что вводимые проектом ограничения при осуществлении морских перевозок по Северному морскому пути могут рассматриваться как правомерные только на основе указанного единого подхода.
Также с международно-правовой точки зрения представляется некорректным установление более жестких требований в отношении перевозок углеводородного сырья, добытого на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, чем требования в отношении перевозок указанного сырья, добытого на территориях, находящихся под суверенитетом Российской Федерации.
В связи проектируемыми полномочиями Правительства Российской Федерации по определению иных акваторий в пределах исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, в отношении которых морские перевозки и хранение осуществляются исключительно судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, следует учесть, что термины "иные акватории в пределах исключительной экономической зоны", "иные акватории в пределах континентального шельфа Российской Федерации" не используются в Конвенции и законодательстве Российской Федерации.
Кроме того, проектируемые полномочия Правительства Российской Федерации предоставляют ему необоснованно широкие пределы для усмотрения и применения исключений из общих правил, в том числе в части видов перевозимых и (или) хранимых с использованием судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, грузов (см. также Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 N 2-П, от 31.01.2008 N 2-П). Полагаем, что в проекте должны содержаться критерии, в соответствии с которыми Правительство Российской Федерации может принимать соответствующие решения.
Положения проектируемой части 2 статьи 3 проекта являются некорректными с учетом содержания, например, проектируемого пункта 4 статьи 4 КТМ РФ (Правительство Российской Федерации рассматриваемым проектом только наделяется правом по принятию соответствующих решений, следовательно, договоров, заключенных до дня вступления в силу проектируемого федерального закона, в этом случае быть не может). Обращаем также внимание на положения статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Проект этого не устанавливает.
Законопроект нуждается в юридико-технической доработке.
Замечания юридико-технического и лингвистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.