Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 157785-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части введения обязанности предоставления лицами, замещающими государственные должности, иными лицами и их близкими родственниками сведений об имеющемся у них и их близких родственников имуществе, а также процедуры обращения в доход Российской Федерации такого имущества в случае отсутствия доказательств, подтверждающих его приобретение на законные доходы",
внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.Н. Епифановой, А.Г. Аксаковым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается расширить категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за соответствием расходов их доходам, а также уточнить предмет и основания проверки в рамках осуществления такого контроля.
Проектируемые положения требуют дополнительного обсуждения в части предлагаемого круга лиц, в отношении которого отсутствуют какие-либо связующие критерии имущественного характера с лицом, замещающим государственную должность, либо иным лицом, указанным в части 1 статьи 2 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (статьи 34, 60 Семейного кодекса Российской Федерации, статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Полагаем, что реализация предлагаемой нормы повлечет ограничение прав личности, гарантированных статьями 23, 24 (часть 1) Конституции Российской Федерации. В этой связи отмечаем, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации при допустимости ограничения федеральным законом того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями следует использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры. Публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если они адекватны социально необходимому результату. В ходе правового регулирования недопустимо искажение самого существа конституционного права или свободы, а цели поставленные проектом не могут служить основанием для ограничения прав и свобод (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2010 года N 14-П).
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.