Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 174692-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационно-телекоммуникационных технологий и введения электронных форм документов в сфере здравоохранения"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона проектируется внести изменения в отдельные федеральные законы, связанные с созданием информационных систем различных уровней и информационным обменом.
В наименовании указанных систем и тексту законопроекта используется термин "сфера здравоохранения". Однако, в федеральных законах предлагаемый термин не используется, а исходя в том числе из наполнения информационных систем предлагается использовать термин "сфера охраны здоровья".
В пункте 1 статьи 3 законопроекта предлагается новое понятие "телекоммуникационные системы", которое, с нашей точки зрения, является не достаточно полным и может быть уточнено с учетом позиций частей 1 и 8 новой статьи 36.2 Федерального закона, пункта 10 статьи 3 законопроекта.
Полномочия Минздрава России дополняются полномочием об организации предоставления услуг "в сфере здравоохранения в электронной форме на едином портале государственных и муниципальных услуг" с использованием Единой системы государственной информации в "сфере здравоохранения" (подпункт "в" пункта 3 статьи 3 законопроекта). По нашему мнению, предлагаемая деятельность не может рассматриваться в качестве закрепленного в федеральном законе самостоятельного полномочия и служить основанием для создания еще одной государственной информационной системы (Единой системы), поскольку указанная деятельность может осуществляться министерством в рамках информационного взаимодействия при возникновении необходимости такого взаимодействия между системами. Аналогичное замечание касается пункта 7 части 8 и части 10 статьи 91 Федерального закона.
Положения пункта 4 статьи 3 законопроекта следует унифицировать как с точки зрения субъектного состава, так и с точки зрения наличия в медицинской документации пациента информированного добровольного согласия и сведений, подтверждающих права законного представителя пациента.
Положения новых частей 6 и 7 статьи 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) (подпункт "в" пункта 5 статьи 3 законопроекта) являются излишними, поскольку право на получение медицинских документов, их копий и выписок из медицинских документов пациентом или его законным представителем закреплено в части 5 указанной статьи, а порядок и сроки предоставления этих документов, включая порядок доступа к информации, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (новая часть 8 статьи 22 Федерального закона).
Новой статьей 36.2 Федерального закона устанавливаются особенности оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий (пункт 8 статьи 3 законопроекта). Поскольку частями 2 и 6 указанной статьи оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий проводится в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, части 3, 4 и 5 новой статьи 36.2 Федерального закона являются излишними. Кроме того, положения данных частей содержат требование о возможности применения телемедицинских технологий только после очного приема, что, с нашей точки зрения, может препятствовать развитию медицины с применением данных технологий, особенно в удаленных от развитых медицинских центров территориях, и создаст невозможность пользования новыми медицинскими технологиями жителями этих территорий. Проектируемую часть 10 указанной статьи следует исключить, поскольку требования к документированию и хранению информации содержатся в части 9 этой же статьи.
Пункт 14 статьи 3 законопроекта следует исключить как избыточный, поскольку в изменяемой норме уже содержится ссылка на порядок ведения медицинской документации, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В части 1 новой редакции статьи 91 Федерального закона (пункт 15 статьи 3 законопроекта) ссылку на административно-хозяйственную деятельность следует исключить, поскольку такой термин в федеральных законах не применяется, а в законопроекте его значение не пояснено.
В части 2 статьи 91 Федерального закона перечислены информационные системы в "сфере здравоохранения". При этом "иные информационные системы" в этом перечне отсутствуют, хотя их правовому регулированию посвящена часть 5 статьи 91 Федерального закона, что требует дополнительного пояснения.
По нашему мнению, требует дополнительного пояснения положение части 4 статьи 91 Федерального закона, устанавливающее требования к государственным информационным системам только начиная с уровня субъекта Российской Федерации и не устанавливающее никаких требований к информационным системам федерального уровня. При этом иные информационные системы, упомянутые в части 5 изменяемой нормы, должны соответствовать требованиям к государственным информационным системам, установленным частью 4 для нефедеральных информационных систем, хотя это могут быть организации федерального уровня.
Части 6 и 8 статьи 91 Федерального закона, по нашему мнению, можно исключить и их положения перенести в положение о Единой системе, которое в соответствии с частью 7 данной нормы будет утверждено Правительством Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с частью 8 статьи 91 Федерального закона в Единую систему предполагается включить сведения о студентах медицинских образовательных организациях высшего образования и сведения, необходимые для применения дистанционных образовательных технологий, что требует дополнительного пояснения, поскольку цели создания системы не связаны с образовательным процессом (см. часть 1 статьи 91 Федерального закона). Аналогичные замечания касаются подпунктов "в" и "л" пункта 2, подпункта "ж" и "п" пункта 3 части 11 данной статьи, статей 92 и 93 Федерального закона.
В части 11 статьи 91 Федерального закона также упомянуты "уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации", что требует пояснения, что это за органы и не понятно, кто и на что их уполномочил, так как в Федеральном законе такие органы отсутствуют.
Часть 12 статьи 91 Федерального закона, по нашему мнению, следует перенести в статью 13 Федерального закона, поскольку "обмен сведениями", составляющими врачебную тайну, исходя из практически неограниченного перечня пользователей информацией Единой системы, представляет собой разглашение врачебной тайны пациента.
Пункт 19 статьи 3 законопроекта следует исключить как излишний, поскольку медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники уже несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи, а телемедицинские технологии представляют собой одно из условий оказания медицинской помощи (пункт 6 статьи 3 законопроекта).
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.