Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 180670-7 "О внесении дополнения в статью 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" в части признания научных и образовательных организаций сельскохозяйственными товаропроизводителями",
внесенному депутатами Государственной Думы В.И. Кашиным, А.Ж. Бифовым, О.А. Лебедевым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается дополнить часть 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N 264-ФЗ) пунктом 4, согласно которому сельскохозяйственными производителями также признаются научные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, осуществляющие подготовку кадров в области сельского хозяйства, имеющие в своей структуре опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку.
Замечания правового и юридико-технического характера, высказанные ранее при рассмотрении данного проекта в порядке правового содействия, учтены не были.
Как следует из части 1 статьи 3 Федерального закона N 264-ФЗ, под сельскохозяйственными товаропроизводителями понимаются субъекты, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Часть 2, в которую проектом вносится изменение, к сельскохозяйственным товаропроизводителям относит иных лиц чья деятельность направлена на достижение схожих целей: производство и переработка сельскохозяйственной продукции.
Между тем согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" под научной организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность. В соответствии с пунктами 3 и 4 части 2 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения; образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
Таким образом, в качестве основной цели деятельности научной организации, профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования не может выступать производство сельскохозяйственной продукции, ее первичная и последующая переработка, и реализация этой продукции. В связи с чем оснований для отнесения указанных субъектов к сельскохозяйственным товаропроизводителям, по нашему мнению, не имеется.
Как следует из пояснительной записки, цель проекта состоит в решении вопросов финансирования и получения налоговых льгот для научных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, имеющих в своей структуре опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку.
Вместе с тем научные организации и образовательные организации являются участниками государственной аграрной политики. В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 264-ФЗ среди основных направлений государственной аграрной политики указаны: развитие науки и инновационный деятельности в сфере агропромышленного комплекса и совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для сельского хозяйства.
При этом вопросы получения налоговых льгот регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации. В случае принятия проектируемых изменений в Федеральный закон N 264-ФЗ, полагаем, что потребуется внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части уточнения перечня лиц, относящихся к налогоплательщикам единого сельскохозяйственного налога.
В связи с изложенным, полагаем, что проект нуждается в дополнительном обсуждении.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.