Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 186266-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части усиления уголовной ответственности за хищение денежных средств с банковского счета или электронных денежных средств)" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, М.В. Емельяновым, М.В. Гулевским, Т.И. Цыбизовой, М.А. Ивановым, И.И. Гильмутдиновым, Е.Б. Шулеповым, Н.И. Борцовым, П.И. Пимашковым, А.В. Жарковым, М.В. Романовым, членами Совета Федерации Н.А. Журавлевым, В.В. Полетаевым, и отмечает.
Законопроектом предлагается внести изменения в часть третью статьи 158 и часть вторую статьи 159.6 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), устанавливающие ответственность за хищение чужого имущества с банковского счета, а равно электронных денежных средств. Одновременно предлагается изложить часть первую статьи 159.3 УК РФ в новой редакции, предусматривающей ответственность за мошенничество с использованием электронных средств платежа. Кроме того, предлагается снизить пороговые суммы, признаваемые крупным и особо крупным размерами для целей статей 159.3 и 159.6 УК РФ, а также внести изменения в часть первую статьи 183 УК РФ, устанавливающие ответственность за собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем обмана.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что применение новых форм банковского обслуживания неизбежно приводит к возникновению угроз криминального характера, представляющих собой, как высокотехнологические формы хакерских атак, так и методы социальной инженерии, в результате применения которых владелец банковского счета, либо сам переводит свои средства на счет преступников, либо передает конфиденциальную информацию, необходимую для получения доступа к счету.
Авторы законопроекта подчеркивают, что совершению киберпреступлений предшествует длительная подготовительная стадия, включающая отдельные деяния, которые самостоятельно могут не образовывать состав преступления.
В связи с этим Комитет обращает внимание, что в действующем уголовном законодательстве отсутствует специальный состав преступления, по которому может быть квалифицировано преступное деяние, связанное с хищением с банковского счета, а равно электронных денежных средств. Сейчас такие преступления квалифицируются по составам преступления различной степени тяжести, предусмотренным статьями 158, 159.3, 159.6 УК РФ.
При этом в зависимости от обстоятельств, связанных, в частности, с размером причиненного ущерба (значительный - не менее 2500 рублей; крупный - более 250 000 рублей; особо крупный - более 1 000 000 рублей) лицо, совершившее хищение денежных средств с банковского счета, а равно электронных денежных средств, может быть осуждено судом к различным срокам лишения свободы.
Наряду с этим Комитет отмечает, что отнесение тайного хищения денежных средств с банковского счета, а равно электронных денежных средств к категории тяжких преступлений позволит повысить эффективность противодействия преступлениям в обозначенной сфере за счет установления более строгих санкций по сравнению с существующими, в том числе и за покушение на совершение соответствующего деяния.
Одновременно в результате реализации положений законопроекта уголовная ответственность будет наступать и за приготовление к преступлению, которое согласно статье 30 УК РФ ненаказуемо в случае, если деяние отнесено к категории преступлений небольшой и средней тяжести.
При этом в условиях неочевидности совершения подобного рода хищения, когда достоверно доказать умысел виновного на кражу конкретной суммы денежных средств практически невозможно, у правоприменителя возникнет право задействовать механизмы оперативно-розыскной деятельности (проводить оперативно-розыскные мероприятия, затрагивающие конституционные права граждан), позволяющие объективно и всесторонне оценить действия лица.
Кроме того, отмечаем, что законопроект не только уточняет способ совершения преступления, предусмотренного частью первой статьи 159.3 УК РФ (проектируемая редакция предполагает хищение с использованием электронных средств платежа, а не только поддельных или похищенных платежных карт), но и вводит новый вид наказания за данное преступление, - лишение свободы на срок до трех лет. В действующей редакции УК РФ такой вид наказания частью первой указанной статьи не предусматривается.
Также законопроект дополняет специальный состав преступления, предусмотренный частью второй статьи 159.6 УК РФ ("Мошенничество в сфере компьютерной информации"), новым квалифицирующим признаком ("с банковского счета, а равно электронных денежных средств"). Предполагается, что деяния, подпадающие по названную квалификацию, наряду с закрепленными в настоящее время признаками ("группа лиц по предварительному сговору либо с причинением значительного ущерба гражданину"), будут наказываться лишением свободы на срок до пяти лет.
По законопроекту имеется ряд замечаний:
1. Комитет считает необходимым поддержать позицию Правительства Российской Федерации о возможности определить в законопроекте мошенничество с использованием электронных средств платежа (часть первая статьи 159.3 УК РФ в редакции законопроекта) как хищение чужого имущества путем обмана уполномоченного работника кредитной, торговой или иной организации, совершенное с использованием электронного средства платежа. Данное изменение необходимо для соблюдения унифицированных подходов к терминологии, используемой в УК РФ и Федеральном законе от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
2. Отмечаем, что, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, законопроект содержит внутреннее противоречие, поскольку в статье 159.6 УК РФ квалифицирующих признак - "с банковского счета, а равно электронных денежных средств" предлагается предусмотреть в части второй указанной статьи, не приравнивая этот вид мошенничества, к совершенному в крупном размере. В связи с этим полагаем возможным закрепить вышеуказанный квалифицирующий признак в части третьей статьи 159.6 УК РФ. Это позволит отнести данный состав преступления к категории тяжких, с возможностью проведения оперативно-розыскные мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан, и привлечения к уголовной ответственности за приготовление к указанному преступлению.
По мнению Комитета, принятие законопроекта будет способствовать совершенствованию уголовно-правовой защиты граждан и юридических лиц от несанкционированных снятий денежных средств с банковских счетов и хакерских атак. Комитет полагает, что законопроект может быть поддержан в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.