Заключение Счетной палаты РФ от 12 июля 2017 г. N ЗСП-128/16-09
на проект федерального закона N 225656-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"
(утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 14 июля 2017 г. N 42К (1187)))
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 225656-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол от 14 июля 2017 г. N 60) и статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Законопроект внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 184.1, 192 и 212 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направленные на оптимизацию процедуры внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и внесения в него изменений.
По законопроекту имеются следующие замечания и предложения.
1. Законопроектом (подпункт "в" пункта 2 статьи 1) предлагается разделение документов и материалов, представляемых в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете, на представляемые на бумажном носителе и подлежащие размещению в открытом доступе.
Так, согласно пункту 1 проектируемой части 4.2 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Государственную Думу на бумажном носителе будут представлены основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, пояснительная записка, реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, в том числе за счет субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, и реестр источников доходов федерального бюджета.
В открытом доступе предусматривается размещение остальных документов и материалов к проекту федерального закона о федеральном бюджете, указанных в части 4 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Предусматривается, что Министерство финансов Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации обеспечивает представление указанных документов в Государственную Думу, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью Министра финансов Российской Федерации или уполномоченного им должностного лица Министерства финансов Российской Федерации и актуальных по состоянию на дату принятия Правительством Российской Федерации указанного решения, путем размещения в открытом доступе на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Вместе с тем предлагаемая законопроектом норма в части предоставления Министерству финансов Российской Федерации полномочий по обеспечению представления документов и материалов к проекту федерального бюджета в Государственную Думу путем размещения в открытом доступе не согласуется с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в соответствии с положениями статей 185 и 192 которого проект федерального закона о федеральном бюджете на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу вносит Правительство Российской Федерации.
Полагаем целесообразным размещение указанных документов и материалов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью Министра финансов Российской Федерации, на сайте Правительства Российской Федерации после внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете.
2. Счетная палата Российской Федерации обращает внимание на несоответствие положений пунктов 1 и 2 проектируемой части 4.2 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 проектируемой части 4.2 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации в Государственную Думу на бумажном носителе предусмотрено представление в том числе реестра расходных обязательств и реестра источников доходов федерального бюджета.
Вместе с тем в соответствии с проектируемым пунктом 2 части 4 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации данные, содержащиеся в реестрах расходных обязательств и источников доходов федерального бюджета, предусматривается размещать в открытом доступе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктом 2 части 4 статьи 192" следует читать "пунктом 2 части 4.2 статьи 192"
3. Законопроектом (пункт 3 статьи 1) в статье 212 Бюджетного кодекса Российской Федерации предлагается установить" что одновременно с проектом федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период не представляются ожидаемые итоги социально-экономического развития в текущем финансовом году и уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации в плановом периоде в случаях, когда основные характеристики федерального бюджета не изменяются или положения федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период признаны утратившими силу в части, относящейся к плановому периоду.
Однако в пояснительной записке к законопроекту обоснование предлагаемых решений отсутствует.
Кроме того, отмечаем, что данная норма в части непредставления уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в плановом периоде дублирует положения абзаца второго части 3 статьи 212 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым при внесении в Государственную Думу проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, предусматривающего признание утратившими силу положений федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации в плановом периоде не представляется.
В связи с изложенным Счетная палата Российской Федерации полагает, что законопроект требует доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.