Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 490175-6 "О внесении изменений в статьи 8 и 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля",
внесенному А.Г. Лысковым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации, а также А.Е. Хинштейном, Н.И. Макаровым, Д.В. Волковым в период исполнения ими полномочий депутата Государственной Думы
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона расширяет полномочия прокурора при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в частности, проведение гласного обследования нежилых помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям предлагается сделать возможным только после предварительного письменного уведомления уполномоченного прокурора.
Обращаем внимание, что законопроект предусматривает дополнение статьи 8 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон) новыми частями седьмой и восьмой, при том, что данная статья состоит из десяти частей.
Кроме того, как нам представляется, предлагаемые дополнения статьи 8 Закона, должны повлечь корреспондирующие изменения в статью 21 Закона "Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью".
Возражение вызывает также положение проекта о том, что в случае признания прокурором незаконности оперативно-розыскного мероприятия в виде гласного обследования нежилых помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, результаты такого обследования не могут являться поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.
Как отмечалось в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 1507-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гусака Александра Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 8 части первой статьи 6, статьей 7 и пунктом 1 части первой статьи 15 федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона. Таким образом, основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а не только материалы оперативно-розыскной деятельности.
Проектом федерального закона также предлагается внести изменения в перечень исключений, установленный в пункте 2 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) для целей осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей гласных оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с регулированием, установленным указанным федеральным законом.
Обращаем внимание, что вид, предмет, основания проведения таких мероприятий по контролю, сроки их проведения, уведомления и согласования с органами прокуратуры, установленные Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" не соответствуют нормам Федерального закона N 294-ФЗ. В связи с этим полагаем возможным отнесение такого вида государственного контроля (надзора) к перечню видов государственного контроля (надзора), определенному в части 4 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ, при осуществлении которых особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.