Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 225656-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального N 225656-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает.
1. Законопроектом предусматривается разделение материалов, которые представляются в Государственную Думу с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, на представляемые на бумажных носителях и на те, которые будут размещены Минфином России на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для открытого доступа с применением усиленной электронной подписи.
На бумажных носителях будут представляться следующие материалы:
- законопроект;
- пояснительная записка и другие материалы по регламентам Правительства Российской Федерации и Государственной Думы;
- основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
- прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
- материалы "закрытой" части федерального бюджета.
В электронном виде в специальном разделе единого портала бюджетной системы в Интернете (budget.gov.ru), защищенном от несанкционированного доступа, будут размещаться следующие материалы, носящие вспомогательный, обосновывающий характер:
- предварительные итоги социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития Российской Федерации за текущий финансовый год;
- оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год;
- прогноз основных параметров бюджетной системы Российской Федерации, в том числе консолидированного бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;
- расчетами по статьям классификации доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
- перечень публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета;
- методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде;
- перечень и оценка объемов расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении переданных полномочий Российской Федерации;
- паспорта (проекты паспортов) государственных программ Российской Федерации, проекты изменений указанных паспортов;
- данные по федеральной адресной инвестиционной программе, а также данные по объектам капитального строительства, вновь включаемым в проект федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и плановый период;
- данные по прогнозному плану (программе) приватизации федерального имущества на очередной финансовый год и плановый период;
- верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;
- верхний предел и проект структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;
- предложения по минимальному размеру оплаты труда, размеру стипендий, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников федеральных казенных учреждений, денежного содержания (денежного довольствия) федеральных государственных служащих в очередном финансовом году и плановом периоде;
- расчеты прогнозируемых объемов дополнительных (недополученных) нефтегазовых доходов федерального бюджета, прогнозируемых объемов средств Фонда национального благосостояния на начало и конец очередного финансового года и каждого года планового периода,
а также данные реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, в том числе за счет субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, и реестра источников доходов федерального бюджета.
Размещение указанных материалов одновременно с внесением проекта федерального закона о федеральном бюджете в Государственную Думу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для открытого доступа позволит упростить их подготовку и сделать значительно более доступными и удобными для анализа с использованием всех имеющихся электронных сервисов.
2. Предлагается отказаться от практики приостановления норм абзаца четвертого пункта 4 статьи 184.1 (для бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета) и пункта 3 статьи 192 Бюджетного кодекса (для федерального бюджета), предусматривающих при утверждении изменений показателей ведомственной структуры расходов бюджета отражение изменений бюджетных ассигнований планового периода в плюсах и минусах от утвержденных расходов предыдущего бюджета.
На практике эти нормы оказались сложно реализуемыми и избыточными.
Предусматривается утверждать ведомственную структуру расходов в абсолютных цифрах (без плюсов и минусов).
Следует отметить, что нормы статей 184.1 и 192 в действующей редакции были введены Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ.
Первый трехлетний федеральный бюджет на 2008-2010 годы не требовал реализации норм абзаца четвертого пункта 4 статьи 184.1 и пункта 3 статьи 192 Бюджетного кодекса.
Второй трехлетний федеральный бюджет на 2009-2011 годы был внесен и утвержден в форме изменений бюджетных ассигнований по ведомственной структуре расходов относительно федерального бюджета на 2008-2010 годы на 2009 и 2010 годы две цифры - изменения (+/-) и итоговое значение.
В дальнейшем данные нормы больше не применялись.
В федеральном бюджете на 2010-2012 годы утверждалось приложение по ведомственной структуре только на 2010 год в абсолютных значениях.
В федеральных бюджетах на 2011-2013 годы, на 2012-2014 годы, на 2013-2015 годы, 2014-2016 годы, на 2015-2017 годы, на 2016 год, на 2017-2019 годы приложения по ведомственной структуре на очередной финансовый год и на плановый период утверждались только в абсолютных значениях.
При этом в период до 2013 года данные нормы не приостанавливались, а в пояснительных записках отмечалось, что в соответствии с пунктом 2 статьи 192 Бюджетного кодекса проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусматривается уточнение показателей утвержденного федерального бюджета планового периода и утверждение показателей второго года планового периода составляемого бюджета. Это уточнение, согласно пункту 3 указанной статьи, может предусматривать утверждение уточнений показателей, являющихся предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом и во втором чтениях, в виде абсолютных величин и в виде абсолютных отклонений.
С 1 января 2012 года существенно меняется состав видов расходов классификации расходов федерального бюджета, структура их кодов и порядок применения (приказ Минфина России от 3 мая 2011 г. N 57н). Это обуславливает отражение в ведомственной структуре только абсолютных величин, так как технические перераспределения бюджетных ассигнований между кодами бюджетной классификации привели бы к ухудшению прозрачности бюджета.
Данные нормы приостанавливались:
- на 2013 год до 01.01.2014 - Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса";
- на 2014 год до 01.01.2015 - Федеральный закон от 04.10.2014 N 283-ФЗ (ред. от 28.03.2017) "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений";
- на 2015 год - до 01.01.2016 Федеральный закон от 08.03.2015 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2015) "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации";
- на 2016 год приостановки до 2017 года не было, так как бюджет был на 1 год.
3. Предлагается установить в абзаце третьем пункта 1 статьи 212 Бюджетного кодекса, что в случаях, когда основные характеристики федерального бюджета не изменяются или признаны утратившими силу положения федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, с проектом федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период не представляются ожидаемые итоги социально-экономического развития в текущем финансовом году и уточненный прогноз социально-экономического развития в плановом периоде.
Комитет отмечает, что согласно законопроекту ожидаемые итоги социально-экономического развития в текущем финансовом году предлагается не представлять также в случае признания планового периода утратившим силу, а не только когда не меняются основные характеристики. В этом случае при внесении изменений в федеральный бюджет на текущий финансовый год и признания утратившими силу положений, касающихся планового периода, отсутствие ожидаемых итогов социально-экономического развития в текущем финансовом году не позволит провести анализ достоверности изменений основных характеристик текущего финансового года.
Также следует отметить, что внесение изменений в абзац третий пункта 1 статьи 212 частично дублирует норму абзаца второго пункта 3 статьи 212, которой предусматривается, что при внесении в Государственную Думу проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, предусматривающего признание утратившими силу положений федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации в плановом периоде не представляется.
В этой связи Комитет отмечает необходимость уточнить предложения по изменению абзаца третьего пункта 1 статьи 212 Бюджетного кодекса ко второму чтению.
Предусматривается, что вносимые законопроектом изменения применяются начиная с составления, рассмотрения и утверждения проекта федерального закона о федеральном бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Комитет отмечает, что вносимые законопроектом изменения направлены на оптимизацию процесса подготовки и внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на основе обобщения практики предшествующих лет с применением современных методов, облегчающих и упрощающих работу с большим количеством информационных материалов.
Комитет по бюджету и налогам с учетом высказанных замечаний рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 225656-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.