Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 223849-7 "О внесении изменения в статью 10.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации",
внесенному депутатами Государственной Думы С.М. Боярским, А.Г. Альшевских
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматриваются обязанности организатора распространения информации в сети "Интернет", являющегося оператором социальной сети. В связи с этим обращаем внимание на то, что содержание проектируемого понятия "оператор социальной сети" охватывает разных лиц, например, лиц, обеспечивающих функционирование почтовых сервисов (на это указывают формулировки "прием, передача и (или) обработка электронных сообщений пользователей сети "Интернет", "передача электронных сообщений неопределенному кругу лиц") и разные информационные системы и (или) программы для электронных вычислительных машин, что выходит за рамки концепции проекта.
Также требуют уточнения иные критерии, характеризующие оператора социальной сети (аудитория социальной сети - более двух миллионов пользователей, находящихся на территории Российской Федерации; назначение соответствующих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин).
Нуждаются в дополнительном обсуждении безусловный характер обязанности по созданию на территории Российской Федерации представительства оператора социальной сети. В связи с этим следует учесть, что, например, Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" предъявляет требование о создании на территории Российской Федерации представительства иностранного юридического лица в случае, если цель его создания и (или) деятельности связаны с извлечением прибыли и имущественной ответственностью по обязательствам, принятым им в связи с осуществлением такой деятельности на территории Российской Федерации. Представляется, что у оператора социальной сети могут отсутствовать указанные цели.
Кроме того, с учетом объема, оценочного и субъективного характера информации, удаление или ограничение доступа к которой требует пользователь социальной сети, нуждается в дополнительном обсуждении и уточнении обязанность оператора социальной сети по удалению или ограничению доступа к такой информации (пункт 2 проектируемой части 7 статьи 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон), а также возможность подачи пользователем социальной сети заявления в отношении любой информации, за распространение которой предусмотрена уголовная и административная ответственность, и в отношении информации, порочащей честь, достоинство и (или) деловую репутацию другого лица. При этом не ясно, кто является пользователем социальной сети.
С учетом критериев ясности, определенности и недвусмысленности правовой нормы требуется уточнить обязанности, содержащиеся в пунктах 3 и 4 проектируемой части 7 указанной статьи Федерального закона, а также определить содержание заявления пользователя социальной сети.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.