Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 июля 2017 г. N 5.1-01/1716
по Федеральному закону "О ратификации Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма",
принятому Государственной Думой 14 июля 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона (N 208840-7) внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 26 июня 2017 года.
Названная в Федеральном законе Конвенция была подписана от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 26 января 2009 года. По данным официального сайта Совета Европы (www.coe.int) Конвенция была открыта для подписания в городе Варшаве 16 мая 2005 года, вступила в силу 1 мая 2008 года, в настоящее время в ней участвует 30 государств. В Конвенции содержится широкий перечень обязательств государств-участников по вопросам противодействия финансированию терроризма, а также использованию имущества и доходов, полученных от преступной деятельности или предназначенных для её осуществления.
Согласно статье 2 Конвенции каждая Сторона обеспечивает возможность установления, отслеживания, идентификации, изъятия и конфискации имущества, которое было использовано или предназначалось для финансирования терроризма, а также доходов от этого преступления.
В Главе III Конвенции определены меры, подлежащие принятию государствами для достижения её целей. Названные меры касаются: конфискации орудий, доходов и имущества, связанных с преступной деятельностью (статья 3); проведения расследований в отношении имущества, подлежащего конфискации (статья 4); обеспечения надлежащего управления заблокированным или изъятым имуществом (статья 6); установление ответственности для юридического лица за совершение преступлений по отмыванию денежных средств в их пользу физическим лицом, занимающим в нём руководящую должность (статья 10).
В статьях 15 и 16 Конвенции указано, что Стороны сотрудничают друг с другом при проведении расследований и осуществлении судопроизводства с целью конфискации орудий и доходов, полученных преступным путём, в том числе оказывают друг другу по запросу помощь для их идентификации и отслеживания. В статье 28 Конвенции предусмотрены случаи, при которых государствами может быть отказано в сотрудничестве в рамках Конвенции, например, когда запрашиваемое действие противоречит фундаментальным принципам правовой системы запрашиваемой Стороны или нанесёт ущерб её суверенитету, безопасности, публичному порядку или другим существенным интересам.
В соответствии со статьёй 48 Конвенции мониторинг её выполнения Сторонами осуществляется Конференцией Сторон, которая созывается Генеральным секретарём Совета Европы не позднее чем через год после вступления Конвенции в силу. Пунктом 4 этой статьи установлено также, что спорные вопросы, возникшие между Сторонами, касающиеся применения Конвенции, разрешаются путём переговоров. По выбору Сторон они могут быть переданы на рассмотрение Конференции Сторон, в арбитражный орган или в Международный Суд ООН.
В Федеральном законе содержатся заявления Российской Федерации относительно применения ею некоторых положений Конвенции, в соответствии с которыми государству-участнику предоставлена возможность сделать соответствующие заявления при подписании Конвенции или сдаче на хранение депозитарию своего документа о ратификации.
В частности, ряд заявлений сделан в отношении процедурных и административных вопросов, касающихся выполнения Конвенции. Установлено, что по вопросам оказания взаимной помощи вручение судебных документов, передаваемых Российской Стороне, должно осуществляться через Министерство юстиции Российской Федерации; при направлении Российской Стороне запросов о сотрудничестве с использованием электронных и иных средств связи она оставляет за собой право требовать предоставления оригиналов этих запросов, а также их перевода на русский язык; центральными органами Российской Стороны, ответственными за направление и исполнение запросов о сотрудничестве в рамках Конвенции являются Министерство юстиции Российской Федерации (по вопросам, связанным с деятельностью судов) и Генеральная прокуратура Российской Федерации (по всем иным вопросам); органом финансовой разведки Российской Стороны для целей Конвенции является Федеральная служба по финансовому мониторингу.
На основании заявления, сделанного согласно пункту 3 статьи 53 Конвенции, Российская Федерация оставляет за собой право применять статьи 17 (запросы информации по банковским счетам) и 19 (запросы о мониторинге банковских операций) Конвенции в соответствии с международными договорами о сотрудничестве по уголовным делам и законодательством Российской Федерации.
Юридически значимым для российского уголовного законодательства является заявление, содержащееся в пункте 1 Федерального закона, согласно которому Российская Федерация оставляет за собой право применять положение Конвенции, устанавливающее обязательство по конфискации преступных орудий, доходов и имущества, только в отношении преступлений, указанных в пункте "а" части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Данное заявление сделано на основании пункта 2 статьи 3 Конвенции, предусматривающего, что конвенционное обязательство по конфискации применяется к отмыванию денежных средств в отношении преступлений, содержащихся в приложении к Конвенции, и с учётом этого Сторона вправе определить перечень преступлений, к которым она будет применять данное обязательство. Упомянутое приложение включает такие преступления, как убийство, тяжкие телесные повреждения, терроризм, финансирование терроризма, торговля людьми, пиратство, похищение людей, незаконный оборот оружия, коррупция, производство контрафактной продукции и некоторые другие. Корреспондирующие составы преступлений содержатся в пункте "а" части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, например: убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), торговля людьми (статья 127.1), нарушение авторских и смежных прав (статья 146), террористический акт (статья 205), содействие террористической деятельности (статья 205.1), пиратство (статья 227), получение взятки (статья 290). Таким образом, для целей Конвенции сфера действия российской уголовной юрисдикции будет ограничена преступными деяниями, предусмотренными названным положением Уголовного кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон и Конвенция соответствуют Конституции Российской Федерации. Конвенция согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Конвенция подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части, касающейся привлечения к ответственности юридических лиц за преступления, связанные с отмыванием денежных средств, полученных преступным путём (статья 10 Конвенции), содержит правила иные, чем предусмотренные российским законодательством, в частности, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что потребует внесения в него изменений.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии с общим порядком, установленным федеральным законодательством, Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров Российской Федерации) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 29 июля 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову, Е.В. Бушмину и Ю.Л. Воробьёву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, первому заместителю председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Е.А. Серебренникову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.