Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 июля 2017 г. N 5.1-01/1712
на проект федерального закона N 181076-7 "О ратификации Конвенции между Российской Федерацией и Королевством Марокко о выдаче",
принятый Государственной Думой 14 июля 2017 г.
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 22 мая 2017 года (N 181076-7).
Федеральным законом предусматривается ратификация названной Конвенции, подписанной в городе Москве 15 марта 2016 года. Согласно статье 1 Конвенции Стороны (Россия и Марокко) обязуются в соответствии с условиями, определёнными в этом договоре, выдавать по запросам друг друга лиц, находящихся на их территориях, с целью осуществления уголовного преследования или исполнения наказания. Основанием для выдачи являются деяния, рассматриваемые в качестве преступлений согласно законодательству обоих государств и влекущие наказание в виде лишения свободы на срок не менее 1 года (пункт 1 статьи 2). Конвенцией среди прочего определены: основания для отказа в выдаче (статья 3); форма и содержание запроса о выдаче (статья 7); условия отсрочки в выдаче и выдача на время (статья 11); условия транзита лица, выданного Стороне третьим государством (статья 15); центральные органы Сторон (статья 16).
Выданное по Конвенции лицо может быть подвергнуто уголовному преследованию или наказанию за преступление, в связи с которым оно было выдано, за исключением случаев, когда: запрашиваемая Сторона даёт согласие на уголовное преследование или наказание лица в связи с иным преступлением; лицо в течение 45 дней с даты окончательного освобождения не покинуло территорию запрашивающей Стороны или добровольно возвратилось на её территорию (статья 6).
В соответствии со статьёй 8 Конвенции в случае необходимости запрашивающая Сторона до направления запроса о выдаче может ходатайствовать о временном задержании лица, выдача которого будет запрашиваться. Такое лицо освобождается из-под стражи, если запрашивающая Сторона в течение 60 дней с даты взятия лица под стражу не представит запрос о выдаче с приложением документов, указанных в статье 7 Конвенции.
Конвенция применяется к запросам о выдаче, касающимся деяний, совершённых как до, так и после её вступления в силу (статья 20).
Конвенция заключается на неопределённый срок и вступает в силу по истечении 90 дней с даты получения последнего письменного уведомления Сторон о выполнении ими внутригосударственных процедур, необходимых для её вступления в силу (статья 21). Тексты Конвенции совершены на русском, арабском и французском языках. Для целей толкования преимущественную силу имеет текст на французском языке.
По тексту Конвенции отмечаем, что согласно пункту "е" части 1 статьи 3 выдача не производится, когда лицо, выдача которого запрашивается, было или будет предано чрезвычайному суду в запрашивающей Стороне. Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 118 Конституции Российской Федерации создание чрезвычайных судов в Российской Федерации не допускается. Соответственно, это положение не применимо к Российской Стороне.
По Конвенции имеются замечания технического характера: преамбула, статья 4 и пункт 1 статьи 16 текстов Конвенции на русском и французском языках имеют разное количеств абзацев; нумерация пунктов выполнена с нарушением (во многих статьях после цифры, обозначающей пункт, отсутствует точка); в ряде статей в конце предложений не проставлена точка (пункт 1 статьи 11, статья 14, пункт 1 статьи 16, статья 20, первое предложение в заключительном положении); в заключительном положении, в котором указано место совершения Конвенции, в словах "Совершено г Москве" отсутствует предлог "в" (должно быть "Совершено в г. Москве"). Указанные технические нарушения могут быть устранены в порядке, предусмотренном статьёй 79 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года ("Исправление ошибок в текстах или заверенных копиях договоров").
Федеральный закон и Конвенция соответствуют Конституции Российской Федерации. Конвенция согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Конвенция подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части, касающейся оснований для возможного отказа в выдаче, содержит правила иные, чем предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Кроме того, предметом Соглашения являются права и свободы человека и гражданина.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии с общим порядком, установленным федеральным законодательством, Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров Российской Федерации) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 29 июля 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации И.М. - С. Умаханову, Е.В. Бушмину и Ю.Л. Воробьёву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, первому заместителю председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Е.А. Серебренникову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.