I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет компетенцию, порядок формирования и деятельности Комиссии по контролю за деятельностью нотариальных палат субъектов Российской Федерации (далее - Комиссия).
1.2. В своей деятельности Комиссия руководствуется законодательством Российской Федерации, Уставом Федеральной нотариальной палаты, решениями Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации (далее - Собрание), Правления Федеральной нотариальной палаты, распоряжениями Президента Федеральной нотариальной палаты, настоящим Положением и другими локальными актами ФНП.
1.3. Комиссия в своей деятельности подотчётна Собранию, Правлению Федеральной нотариальной палаты и Президенту Федеральной нотариальной палаты.
1.4. Положение о Комиссии и изменения в Положение, планы работы Комиссии и планы проведения проверок деятельности нотариальных палат субъектов Российской Федерации (далее - нотариальные палаты, нотариальная палата) утверждаются Правлением Федеральной нотариальной палаты по представлению председателя Комиссии.
1.5. Председатель Комиссии избирается и полномочия его досрочно прекращаются Собранием по предложению Правления Федеральной нотариальной палаты.
1.6. Персональный и количественный состав Комиссии утверждается Правлением Федеральной нотариальной палаты по представлению председателя Комиссии.
1.7. Члены Комиссии из своего состава избирают заместителя председателя Комиссии, который в период отсутствия председателя выполняет его полномочия.
1.8. Председатель и члены Комиссии осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе. Федеральная нотариальная палата (далее - ФНП) в установленном порядке возмещает документально подтверждённые расходы, непосредственно связанные с выполнением ими обязанностей членов Комиссии.
1.9. Материально-техническое и информационное обеспечение деятельности Комиссии осуществляет ФНП.
1.10. Комиссия организует свою работу на принципах коллективного, свободного, делового обсуждения вопросов и принятия решения по ним на основе гласности.
1.11. Комиссия ежегодно отчитывается перед Собранием и Правлением ФНП о проделанной работе и готовит обобщение по результатам проведённых проверок деятельности нотариальных палат.
II. Цели и задачи Комиссии
2.1. Основными целями Комиссии являются:
- контроль за деятельностью нотариальных палат на предмет соблюдения требований действующего законодательства, а также выполнения публично-правовых функций;
- оказание помощи и содействия в развитии нотариальной деятельности на территории субъекта Российской Федерации;
- оказание информационной, методической поддержки инициатив, направленных на создание и совершенствование механизмов повышения эффективности и качества нотариальной деятельности, обеспечение защиты профессиональных и социальных прав нотариусов.
2.2. Задачи Комиссии:
- ознакомление с деятельностью нотариальных палат;
- проверка соблюдения нотариальными палатами законодательства, регулирующего нотариальную деятельность и деятельность некоммерческих организаций, положений Устава ФНП и устава нотариальной палаты;
- обобщение и анализ информации о соблюдении нотариальными палатами сроков проверок профессиональной деятельности нотариусов и Правил нотариального делопроизводства; сроков и процедуры рассмотрения обращений граждан и юридических лиц; порядка страхования деятельности нотариусов, а также принятие мер реагирования в случаях выявления фактов нарушения нотариусами действующего законодательства, организации стажировки, проведения работ по повышению квалификации, обеспечение надлежащей организации и функционирования в нотариальной палате единой информационной системы нотариата;
- подготовка заключений и предложений по вопросам деятельности нотариальных палат;
- обобщение результатов проверок нотариальных палат и выработка методических рекомендаций, направленных на совершенствование их деятельности.
III. Компетенция Комиссии
3.1. Комиссия для осуществления своей деятельности и в пределах возложенных на неё задач вправе:
- рассматривать и оценивать положения устава, локальных актов, принятых нотариальной палатой в целях организации деятельности;
- изучать и анализировать решения органов нотариальной палаты, принятых в целях организации нотариальной деятельности, в том числе совместно с территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации;
- изучать и анализировать статистическую и финансовую отчётность нотариальных палат на предмет полноты и своевременности уплаты членских взносов в ФНП, обоснованности начисления социальных выплат нотариусам, сложившим полномочия;
- изучать и анализировать поступающие в нотариальную палату обращения граждан и юридических лиц, сроки и порядок их рассмотрения;
- изучать и анализировать акты (справки) по результатам проверок профессиональной деятельности нотариусов и исполнения ими Правил нотариального делопроизводства и сроки их проведения;
- истребовать дополнительные документы и пояснения у членов нотариальной палаты в целях устранения выявленных нарушений со стороны органов палаты;
- знакомиться с организацией приёма граждан и юридических лиц членами нотариальной палаты;
- участвовать в рабочих встречах с представителями территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации, иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации и общественных организаций по вопросам деятельности нотариальной палаты;
- присутствовать на собрании членов нотариальной палаты, на заседаниях правления и постоянно действующих комиссий нотариальной палаты;
- участвовать в заседаниях Правления ФНП при рассмотрении результатов проверки деятельности нотариальных палат, а также иных вопросов, касающихся деятельности Комиссии.
3.2. Решения, принимаемые Комиссией, носят рекомендательный характер.
IV. Порядок деятельности Комиссии
4.1. Председатель Комиссии:
- обеспечивает информирование членов Комиссии;
- организует ведение документации и передачу её на хранение в ФНП;
- обладает правом подписи документов от имени Комиссии и ведёт переписку на бланках ФНП;
- согласовывает даты проведения проверки с президентом нотариальной палаты в соответствии с планом проверок нотариальных палат;
- созывает и проводит заседания Комиссии, определяет повестку дня заседания, по согласованию с Президентом ФНП - дату и место проведения.
4.2. Заседания Комиссии созываются по мере необходимости, но не реже 1 раза в год и являются открытыми.
4.3. Комиссия правомочна проводить свои заседания, если на них присутствует не менее 50% её членов.
4.4. Заседания Комиссии проводятся под руководством председателя Комиссии, в его отсутствие - заместителем председателя или одним из членов Комиссии. Секретарём Комиссии назначается лицо из числа членов Комиссии.
4.5. В целях максимально эффективного решения поставленных задач Комиссия вправе привлекать к участию в работе президентов нотариальных палат, нотариусов и специалистов нотариальных палат (по согласованию с президентами нотариальных палат), работников Управления делами ФНП.
4.6. Решения Комиссии принимаются открытым голосованием, простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. Члены Комиссии обладают равными правами при обсуждении и принятии решений по рассматриваемым на заседаниях вопросам. При равенстве голосов мнение председательствующего на заседании считается решающим.
Решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании и секретарём Комиссии.
В случае несогласия с принятым решением член Комиссии вправе изложить в письменном виде своё мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания.
4.7. При рассмотрении вопросов, не терпящих отлагательства, могут приниматься заочные решения путём опроса (заочного голосования) членов Комиссии с использованием технических средств связи.
По итогам заочного голосования составляется протокол, подписываемый председательствующим на заседании. Об итогах голосования члены Комиссии извещаются с использованием технических средств связи.
4.8. Заседания Комиссии могут проводиться в форме видеоконференции. Протокол в этом случае подписывается председательствующим на заседании.
4.9. Членство в Комиссии может быть прекращено:
- по собственному желанию;
- в случае прекращения полномочий нотариуса или прекращения деятельности Комиссии;
- по представлению председателя Комиссии, если деятельность члена Комиссии противоречит настоящему Положению.
V. Порядок проведения проверок
5.1. Проверки деятельности нотариальных палат осуществляются в соответствии с ежегодным планом проведения проверок.
5.2. Не позднее 14 дней до даты проведения проверки председатель Комиссии направляет письменное сообщение Президенту ФНП, в котором информирует о согласованных датах проведения проверки и предлагает примерный состав проверяющих из членов Комиссии, а также президентов нотариальных палат, нотариусов, специалистов нотариальных палат и Управления делами ФНП (далее - рабочая группа).
5.3. Распоряжение о проведении проверки нотариальной палаты, информационные письма с приглашением членов рабочей группы и иные документы, касающиеся проверки, подписывает Президент ФНП.
5.4. Нотариальные палаты, деятельность которых подлежит проверке, письменно извещаются о дате проверки не позднее 10 дней до начала проверки.
5.5. В случае возникновения объективных причин и обстоятельств, в силу которых проверка нотариальной палаты не может проходить в соответствии со сроками, установленными планом проведения проверок, президент нотариальной палат не позднее 8 дней до начала проверки, письменно, с приложением необходимых документов и материалов, обосновывающих причины, извещает об этом председателя Комиссии и Президента ФНП для решения вопроса о переносе проверки.
5.6. Внеплановые проверки проводятся на основании решения Правления ФНП или распоряжения Президента ФНП.
Нотариальные палаты извещаются о проведении внеплановой проверки не позднее, чем за 3 дня до начала проверки.
5.7. Персональный состав членов рабочей группы, непосредственно участвующих в проведении проверки, утверждается Президентом ФНП по представлению председателя Комиссии.
5.8. В случае, если член рабочей группы, в силу форс-мажорных обстоятельств, не может принять участие в проверке, он должен письменно, с указанием причин отказа, незамедлительно известить председателя Комиссии.
5.9. По результатам проведения проверки составляется акт, который подписывается всеми членами рабочей группы и президентом нотариальной палаты, в которой проводилась проверка.
В случае несогласия с выводами рабочей группы нотариальная палата может представить в Правление ФНП мотивированные возражения в срок не позднее 7 дней после получения акта.
5.10. Результаты проверки деятельности нотариальной палаты рассматриваются на ближайшем заседании Правления ФНП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определены компетенция, порядок формирования и работы Комиссии по контролю за деятельностью нотариальных палат регионов.
Комиссия подотчетна Собранию, Правлению и Президенту Федеральной нотариальной палаты.
Прописано, как избирается председатель. Его полномочия могут быть досрочно прекращены.
Заседания созываются по мере необходимости, но не реже 1 раза в год и являются открытыми.
При рассмотрении вопросов, не терпящих отлагательства, могут приниматься заочные решения путем опроса (заочного голосования) с использованием технических средств связи.
Заседания могут проводиться в форме видеоконференции.
Проверки деятельности нотариальных палат осуществляются в соответствии с ежегодным планом.
Положение о Комиссии Федеральной нотариальной палаты по контролю за деятельностью нотариальных палат субъектов Российской Федерации (утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты (протокол N 01/16 от 25 января 2016 г.))
Текст положения официально опубликован не был