Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23 июля 2017 г. N 5.1-01/1801
на проект федерального закона N 890949-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 21 июля 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект (N 890949-6) названного Федерального закона был внесён в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.Г. Сидякиным, М.Л. Шаккумом, П.Р. Качкаевым и другими 30 сентября 2015 года, принят Государственной Думой в первом чтении 17 марта 2017 года, во втором чтении - 20 июля 2017 года, в третьем чтении - 21 июля 2017 года.
Федеральный закон вносит изменения в ряд статей Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) в части вопросов формирования фонда капитального ремонта, предоставления коммунальных услуг и отношений в сфере управления многоквартирными домами.
Федеральный закон уточняет компетенцию общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по формированию и использованию фонда капитального ремонта.
Федеральный закон освобождает нового собственника помещения в многоквартирном доме от исполнения не исполненной предыдущим собственником обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, если такая обязанность не была исполнена Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
Федеральный закон обязывает органы местного самоуправления предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - система), о состоянии расчетов лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами с лицами, осуществляющими производство и реализацию ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг.
Федеральный закон наделяет органы местного самоуправления обязательством утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и дополняет принципы их формирования.
Федеральный закон дополняет Жилищный кодекс положениями о порядке уплаты взносов на капитальный ремонт собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме.
Федеральный закон предписывает региональному оператору, избранному решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в качестве владельца специального счета, не позднее чем в течение пяти дней с даты получения уведомления органа государственного жилищного надзора информировать в письменной форме и с использованием системы лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, и собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимать меры, направленные на ее погашение, а также обязывает лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.
Федеральный закон предусматривает возможность проведения операций по специальному счету в виде списания денежных средств во исполнение вступившего в законную силу решения суда, а также списания ошибочно зачисленных на специальный счет денежных средств, связанное с ошибкой плательщика либо кредитной организации, при представлении владельцем специального счета заявления на возврат денежных средств, а также документа, подтверждающего оплату.
Федеральный закон обязывает регионального оператора обеспечивать установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ и вносить в этой связи изменения в региональную программу капитального ремонта с обязательным указанием планового периода оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) после устранения соответствующих обстоятельств.
Федеральный закон определяет перечень вопросов, которые должны быть определены или утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора или на специальном счете.
Федеральный закон ограничивает возможность перечисления средств, находящихся на специальном счете, на счет регионального оператора в случае наличия непогашенных кредита и (или) займа, погашение которых осуществляется за счет средств, поступающих на соответствующий специальный счет.
Федеральный закон определяет круг лиц, относящихся к должностным лицам лицензиата, соискателя лицензии.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и системе федерального законодательства.
Правовым последствием принятия Федерального закона станет совершенствование деятельности системы жилищно-коммунального хозяйства.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон регулирует вопросы, которые согласно пункту "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации, а согласно пункту "к" (жилищное законодательство) статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона он вступит в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон придал положениям части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (в новой редакции) обратную силу. Они распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не касается вопросов, указанных в статье 106 Конституции Российской Федерации. Рассмотрение Федерального закона в Совете Федерации должно быть начато не позднее 4 августа 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Д.И. Азарову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.