Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23 июля 2017 г. N 5.1-01/1823
на проект федерального закона N 188813-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости",
принятый Государственной Думой 20 июля 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 188813-7) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 30 мая 2017 года.
Федеральный закон вносит изменения в Федеральный закон от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ), направленные на совершенствование положений законодательства в части предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Федеральным законом статья 2 Федерального закона N 119-ФЗ дополняется новыми частями 3.3 и 3.4, уточняющими требования к предоставлению информации о территориях, которые определены законом субъекта Российской Федерации, и в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом N 119-ФЗ.
Федеральным законом предлагается дополнить положения статьи 4 Федерального закона N 119-ФЗ новой частью 2.1 и установить, что требования к схеме размещения земельного участка на публичной кадастровой карте в форме электронного документа и к схеме размещения земельного участка на кадастровом плане территории в форме документа на бумажном носителе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, по согласованию с органом регистрации прав.
Также согласно новой редакции части 6 статьи 4 Федерального закона N 119-ФЗ предусматривается возможность для граждан подавать необходимые для оформления земельного участка документы не только непосредственно в орган регистрации прав, но и через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг на всей территории Российской Федерации. В указанном случае многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обеспечивает подготовку схемы размещения земельного участка на публичной кадастровой карте в форме электронного документа.
Уточняются права и обязанности граждан в отношении предоставляемых им земельных участков. Так, в случае предоставления гражданину в безвозмездное пользование земельного участка из состава земель лесного фонда он должен нести обязанности по лесовосстановлению (новая часть 6.1 статьи 8 Федерального закона N 119-ФЗ). Гражданин, договор безвозмездного пользования земельным участком с которым прекращен в связи с нарушениями им условий использования земельного участка, обязан провести рекультивацию нарушенных земель, в случае отказа или уклонения гражданина в течение шести месяцев со дня прекращения такого договора от исполнения указанной обязанности мероприятия по рекультивации нарушенных земель проводятся уполномоченным органом или привлекаемыми им организациями с последующим возмещением произведенных расходов за счет гражданина (новая часть 5.1 статьи 9 Федерального закона N 119-ФЗ).
Устанавливается возможность предоставления земельных участков в защитных лесах при условии соблюдения установленных Лесным кодексом Российской Федерации ограничений, а также на некоторых участках недр в случае, если это не будет препятствовать их использованию по назначению, в общедоступных охотничьих угодьях, в связи с чем в статье 7 Федерального закона N 119-ФЗ пункты 14-16 излагаются в новой редакции и названная статья дополняется пунктом 21.1.
В соответствии с новой частью 21.1 статьи 8 Федерального закона N 119-ФЗ закрепляется, что законами субъектов Российской Федерации устанавливаются максимальные цены (тарифы, ставки) на выполнение работ по установлению на местности границ земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Определяется, что в случае, если с двадцатью или более гражданами заключены договоры безвозмездного пользования земельными участками, которые являются смежными и (или) компактно расположенными, и при этом доступ к таким земельным участкам возможен только через земельные участки, предоставленные иным гражданам, в целях обеспечения прохода или проезда через земельный участок устанавливается публичный сервитут (новые части 26 и 27 статьи 12 Федерального закона N 119-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "новые части 26 и 27 статьи 12" следует читать "новые части 26 и 27 статьи 8"
Также в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вносятся корреспондирующие изменения, связанные с требованиями к документам, представляемым для государственной регистрации прав на земельные участки.
По принятому Федеральному закону имеется следующее замечание.
Федеральный закон дополняет статью 3 Федерального закона N 119-ФЗ новой частью 3.1, согласно которой сведения о территориях, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом N 119-ФЗ, в целях их отображения в информационной системе направляются в форме электронного документа законодательным (представительным) органом государственной власти или высшим должностным лицом исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в орган регистрации прав в течение трех дней со дня принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.
Отмечаем, что данное положение в части формулировки "в течение трех дней со дня принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации" некорректно применительно к высшему должностному лицу исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, поскольку высшее должностное лицо исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимает решения, а не законы субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "д" (федеральная государственная собственность и управление ею) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в пределах полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктами "в" (вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами) и "к" (земельное, лесное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования за исключением положений о возможности предоставления земельных участков в защитных лесах, вступающих в силу с 1 октября 2017 года.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 4 августа 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации Н.В. Фёдорову, заместителям Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Д.И. Азарову, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию М.П. Щетинину, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.