Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона 192177-7 "О перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
внесенный депутатами Государственной Думы В.Б. Ефимовым, П.М. Федяевым, В.Е. Дерябкиным, Р.Ш. Хайровым, И.С. Минкиным, И.Б. Богуславским, П.И. Пимашковым, Г.К. Сафаралиевым, А.Г. Эмиргамзаевым, Р.К. Хуснулиным, З.А. Аскендеровым, А.И. Петровым, Ф.Г. Ганиевым, Г.И. Данчиковой, А.Н. Ищенко, Ю.Н. Швыткиным, Ю.О. Газгиреевым, И.Х. Зиннуровым, А.А. Поляковым, М.С. Гаджиевым, В.И. Синяговским, В.А. Казаковым, А.Н. Ткачевым, М.В. Романовым, Н.Г. Брыкиным, Н.Ю. Петруниным, Е.В. Бондаренко, В.В. Суббот
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 192177-7 "О перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части вопросов ведения Комитета, сообщаем следующее.
Проект федерального закона "О перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 30.10.2012 N Пр-3130 (подпункт "б" пункта 1) для урегулирования вопросов перевозки транзитных грузов (товаров) через территорию Российской Федерации.
При этом полагаем, что положения законопроекта необходимо привести в соответствие с правом Евразийского экономического союза, в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза и Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее соответственно - ТК ТС и ТК ЕАЭС).
Так, положения пункта 2 части 3 и пункта 2 части 5 статьи 6 устанавливают предельные сроки проведения контрольными органами государственного контроля транзитных грузов (товаров) и завершения таможенной процедуры таможенного транзита, которые не соответствуют соответствующим нормам, установленным статьями 225 ТК ТС и 151 ТК ЕАЭС.
Положения абзацев 3 и 4 части 3 статьи 5 законопроекта, предусматривающие ограничения по помещению транзитных грузов (товаров) и транспортных средств, предназначенных для перевозки таких товаров , на склады временного хранения и по проведению таможенного досмотра транзитных грузов и транспортных средств международной перевозки, не соответствуют пункту 6 статьи 225, 105 ТК ТС и статье 321 ТК ЕАЭС.
Согласно части 1 статьи 6 законопроекта, срок перевозки транзитных грузов (товаров) по каждому транзитному транспортному коридору в зависимости от вида транспортного средства и расстояния перевозки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации осуществлять выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере перевозок транзитных грузов (товаров) через территорию Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, с учетом порядка определения срока доставки грузов, предусмотренного транспортными уставами и кодексами, а также с учетом требований режима труда и отдыха водителя транспортного средства в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Данное положение не согласуется со статьей 219 ТК ТС и статьей 144 ТК ЕАЭС в части органа, устанавливающего срок таможенного транзита, и обстоятельств, учитываемых при установлении срока таможенного транзита.
Абзацем 15 статьи 3 законопроекта предусматривается введение в рамках национального законодательства особого, упрощенного порядка совершения таможенных операций.
Пунктом 2 статьи 173 ТК ТС и статьи 78 ТК ЕАЭС определено, что порядок и технология совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, устанавливаются наднациональным таможенным законодательством и (или) законодательством государств-членов Таможенного союза в зависимости от категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения, а также категорий лиц, перемещающих товары.
Наднациональным таможенным законодательством не предусмотрено введение в рамках национального законодательства особого порядка совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, в зависимости от факторов, не предусмотренных упомянутой статьей, в том числе такого, как перевозка товаров по определенному маршруту ("транзитному транспортному коридору").
В связи с этим, абзац 15 статьи 3 законопроекта о применении "упрощенного порядка совершения таможенных операций в отношении грузов (товаров) и транспортных средств", следующих "транзитным транспортным коридором" полагаем целесообразным исключить или переформулировать с учетом требований таможенного наднационального законодательства.
В целом обращаем внимание, что вопросы таможенного транзита товаров по единой таможенной территории Союза (Евразийского экономического союза, Таможенного союза), а также перемещения через таможенную границу Союза транспортных средств международных перевозок регулируются ТК ТС, после ратификации (с 1 января 2018 года) - ТК ЕАЭС и принятыми в соответствии сними международными договорами государств-членов ТС (ЕАЭС).
Вышеуказанные наднациональные правила таможенного транзита едины для всех государств-членов ТС (ЕАЭС) и не содержат положений, наделяющих такие государства правом устанавливать в рамках своего национального законодательства иной порядок таможенного транзита, совершения таможенных операций, и иных вопросов, относящихся к предмету регулирования наднационального таможенного законодательства.
В связи с этим необходимо исключить из законопроекта положения, предусматривающие введение норм и правил, не соответствующих ТК ТС и ТК ЕАЭС или привести их в соответствие нормам наднационального таможенного законодательства.
Частью 1 статьи 5 установлено, что при перемещении транзитных грузов (товаров) взимаются сборы за осуществление мониторинга транзитных перевозок, соразмерные с административными расходами, связанными с осуществлением мониторинга транзитной перевозки, предусмотренного частью 6 статьи 11 настоящего Федерального закона. Ставка сбора за осуществление мониторинга транзитных перевозок устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом в законопроекте:
- нет определения данного сбора;
- не установлены его предельные размеры;
- не определены объекты обложения сбором;
- не определена база для исчисления сбора;
- не установлен момент возникновения и прекращения обязанности по уплате сбора, сроки его уплаты;
- нет нормы о порядке исчисления, уплаты, взыскания и возврата (зачета) сбора;
- не установлены случаи, когда сбор не уплачивается.
Аналогичные замечания относятся и к провозным платежам, устанавливаемым статьей 12 законопроекта.
Частью 2 статьи 11 законопроекта предлагается норма, наделяющая Правительственную комиссию полномочиями по координации деятельности органов исполнительной власти и взаимодействию с представителями предпринимательского сообщества по вопросам разработки и реализации государственной политики в сфере развития перевозок транзитных грузов (товаров) через территорию Российской Федерации.
Кроме того, статьей 22 законопроекта Правительство Российской Федерации наделяется обязанностью утверждать в установленном порядке план подготовки и реализации предложений по внесению изменений в международные договора Российской Федерации в сфере регулирования перевозок транзитных грузов (товаров) в целях реализации рассматриваемых положений.
Данные нормы не согласуются с положениями Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 3 для целей закона дается определение "контрольных органов" - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации пограничного и таможенного контроля (надзора), а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля (надзора), а также портовые власти.
Обращаем внимание, что далее по тексту законопроекта говорится об осуществлении указанными контрольными органами государственного контроля. Однако, поскольку ни в рассматриваемом законопроекте, ни действующим российским законодательством не определено что такое портовые власти, не ясно, какой государственный контроль осуществляют портовые власти в составе контрольных органов, и на каком основании.
Кроме того, обращаем внимание на некорректную формулировку, используемую при определении "контрольных органов". В законодательстве РФ о таможенном деле нет понятия "таможенный надзор".
Частью 5 статьи 11 законопроекта устанавливается, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере перевозок транзитных грузов (товаров) через территорию Российской Федерации создает Администрацию перевозок транзитных грузов (товаров) в форме федерального бюджетного учреждения (далее - Администрация).
В финансово-экономическом обосновании к проекту федерального закона говорится, что для формирования и обеспечения деятельности Администрации потребуется установление её штатной численности в количестве 30 единиц с фондом оплаты труда в размере 28800 тыс. рублей, исходя из уровня среднемесячной заработной платы работников этого учреждения в размере 80000 рублей, что соответствует уровню среднемесячной заработной платы служащих центрального аппарата Минтранса России за 2016 год (79746 руб.).
Полагаем, что представленный расчет далек от реальности по следующим причинам.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Администрация осуществляет мониторинг транзитной перевозки, подготовку обоснований и предложений по совершенствованию законодательства в области регулирования и государственного контроля (надзора) перевозок транзитных грузов (товаров), по организации системы транзитных транспортных коридоров, статистического наблюдения в области перевозок транзитных грузов (товаров), а также выполнение иных функций. Кроме того законопроектом предусмотрено, что Администрация вправе иметь региональные представительства.
Не понятно, каким образом 30 сотрудников смогут качественно выполнять широкий перечень указанных выше функций на территории всей Российской Федерации, даже если, как следует из финансово-экономического обоснования, планируется, по экспертным оценкам, до 50 транспортных коридоров.
Также вызывает вопрос, как имеющимися в штате 30 сотрудниками можно будет укомплектовать административно-территориальные единицы РФ (даже только те, на которых находятся пункты пропуска, или приближенные к ним регионы).
Кроме того, необходимо учитывать положения статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствии с которыми выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Таким образом, в перечне федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием рассматриваемого закона, не указан Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", которым бы предусматривалось финансирование указанной Администрации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, концептуально поддерживая законопроект в части урегулирования вопросов перевозки транзитных грузов (товаров) через территорию Российской Федерации, рекомендует при подготовке законопроекта ко второму чтению привести его в соответствие с нормами права Евразийского экономического союза и устранить все перечисленные выше замечания.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.