Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
от 24 июля 2017 г. N 3.1-05/3050
по Федеральному закону N 195446-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон), проект которого (N 195446-7) был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы М.Г. Кудрявцевым, Н.И. Рыжаком, А.А. Ющенко, Ш.Ю. Саралиевым.
Федеральный закон разработан в целях повышения эффективности мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, в том числе к сайтам и (или) страницам сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", доступ к которым на территории Российской Федерации ограничен в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N149-ФЗ).
Федеральный закон дополняет статью 9 Федерального закона N 149-ФЗ новой частью 2.1, в соответствии с которой порядок идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, требования к способам ограничения такого доступа, а также требования к размещаемой информации об ограничении доступа к информационным ресурсам, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - Роскомнадзор).
Федеральным законом также предлагается дополнить Федеральный закон N149-ФЗ новой статьей 15.8, определяющей меры, направленные на противодействие использованию на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей и информационных ресурсов, посредством которых обеспечивается доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и информационным ресурсам, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации.
В целях противодействия использованию на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, информационных ресурсов, посредством которых обеспечивается доступ к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 149-ФЗ определяются полномочия Роскомнадзора.
Роскомнадзор осуществляет создание и эксплуатацию федеральной государственной информационной системы, содержащей перечень информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 149-ФЗ; взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, с целью получения информации о программно-аппаратных средствах доступа к информационным ресурсам, доступ к которым ограничен, а также наделяется иными полномочиями.
Федеральный закон определяет обязанности владельца программно-аппаратных средств. Владелец программно-аппаратных средств должен в течение трех рабочих дней после предоставления ему доступа к федеральной государственной информационной системе информационных ресурсов, доступ к которым ограничен, обеспечить соблюдение запрета предоставлять возможность использования на территории Российской Федерации программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, доступ к которым ограничен; соблюдать установленный Роскомнадзором режим обработки и использования информации, размещенной в указанной информационной системе.
В течение трех рабочих дней со дня получения доступа к федеральной государственной информационной системе информационных ресурсов, доступ к которым ограничен, оператор поисковой системы, распространяющий в сети "Интернет" рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, обязан прекратить на территории Российской Федерации выдачу по запросам пользователей указанной поисковой системы сведений об информационных ресурсах, доступ к которым на территории Российской Федерации ограничен.
В случае неисполнения владельцем программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен, установленных обязанностей, Роскомнадзор принимает решение об ограничении доступа к принадлежащим такому владельцу программно-аппаратным средствам доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен. В случае, если владелец программно-аппаратных средств обеспечил исполнение установленных обязанностей, предусматривается процедура возобновления доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, информационным ресурсам, доступ к которым был ограничен на основании решения указанного федерального органа исполнительной власти.
Также Федеральный закон предлагает признать утратившей силу статью 10.2 Федерального закона, определяющую особенности распространения блогером общедоступной информации.
Следует отметить, что Федеральным законом предусмотрена разработка и принятие нормативных правовых актов.
Рассматриваемый Федеральный закон вступит в силу с 1 ноября 2017 года, за исключением положения, признающего утратившей силу статью 10.2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", которое вступает в силу со дня официального опубликования Федерального закона.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Председатель Комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.