Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23 июля 2017 г. N 5.1-01/1830
на проект федерального закона N 1032321-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", принятому Государственной Думой 19 июля 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1032321-6) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 31 марта 2016 года.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве" (далее - Федеральный закон о банкротстве) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс об административных правонарушениях), направленные на совершенствование правового регулирования положений законодательства о банкротстве, регламентирующих ответственность контролирующих должника лиц и иных лиц в деле о банкротстве, а также на установление административной ответственности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и их должностных лиц за нарушение требований законодательства по вопросам их деятельности.
В соответствии с Федеральным законом Федеральный закон о банкротстве дополняется новой главой III.2 (Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве), при этом статья 10 Федерального закона о банкротстве, содержавшая положения об ответственности руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве, признается утратившей силу.
В новой главе III.2 Федерального закона о банкротстве раскрывается понятие "контролирующее должника лицо", устанавливаются критерии, позволяющие отнести лицо к числу контролирующих должника лиц, уточняются положения, предусматривающие субсидиарную ответственность контролирующих должника лиц за невозможность полного погашения требований кредиторов, вводятся положения о субсидиарной ответственности обязанных в соответствии с законодательством о банкротстве лиц за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника в арбитражный суд.
В новой главе III.2 Федерального закона о банкротстве закрепляются права и обязанности лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности, устанавливается перечень лиц, имеющих право на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, регламентируется судебная процедура рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности как в рамках дела о банкротстве, так и вне рамок дела о банкротстве, регламентируется также процедура исполнения судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности, предусматриваются возможность и особенности заключения и утверждения мирового соглашения при рассмотрении арбитражным судом заявления о привлечении к ответственности.
Федеральным законом корректируются также иные положения Федерального закона о банкротстве, в частности статья 22, устанавливающая права и обязанности саморегулируемой организации арбитражных управляющих. На саморегулируемую организацию арбитражных управляющих возлагается обязанность по установлению порядка проведения процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего, включая критерии такого выбора, а также порядка определения компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего, включая критерии определения, в зависимости от особенностей дела о банкротстве конкретного должника и процедуры, применяемой в деле о его банкротстве. При этом Порядок проведения процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего и Порядок определения компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом Кодекс об административных правонарушениях дополняется новой статьей 14.52.1, устанавливающей ответственность саморегулируемой организации арбитражных управляющих и ее должностных лиц за нарушение требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих. Кодекс об административных правонарушениях дополняется также новой статьей 23.86, предусматривающей полномочие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 14.25, статьей 14.52, статьей 14.52.1 и частью 29 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон принят по предмету ведения Российской Федерации, установленному пунктом "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктом "к" (административное, административно-процессуальное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями не выявлены.
Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 1.1 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" внесение изменений в указанный законодательный акт должно осуществляться отдельными федеральными законами. В связи с этим изменения в Федеральный закон о банкротстве и изменения в Кодекс об административных правонарушениях следовало оформить в виде двух самостоятельных федеральных законов.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования за исключением положений, для которых установлен иной Порядок вступления в силу.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации. Рассмотрение Федерального закона может быть начато не позднее 3 августа 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.