Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 24 июля 2017 г. N 3.6-03/1321
на проект федерального закона N 1086603-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19 июля 2017 года (проект N 1086603-6), и отмечает следующее.
Федеральный закон определяет основные принципы целевой модели рынка тепловой энергии, направленной на создание условий для оптимизации и модернизации систем теплоснабжения за счет создания сбалансированной системы отношений между всеми участниками процесса, основанной на экономических стимулах к повышению эффективности, надежности и качеству теплоснабжения.
Федеральным законом предлагаются изменения в системе хозяйственных отношений в сфере теплоснабжения. Данные изменения направлены на определение на территории Российской Федерации ценовых зон теплоснабжения и применения в пределах таких зон иного порядка осуществления теплоснабжающими и теплосетевыми организациями своей деятельности, в том числе иного порядка ценообразования на товары и услуги в сфере теплоснабжения. Так, Федеральным законом предполагается переход от государственного регулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения к установлению только предельного уровня цены на тепловую энергию для конечного потребителя. Такая предельная цена определяется ценой поставки тепловой энергии от альтернативного, замещающего централизованное теплоснабжение, источника тепловой энергии (цена "альтернативной котельной").
В данных целях Федеральным законом определяются такие понятия, как "ценовые зоны теплоснабжения", "предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям" и "переходный период в ценовых зонах теплоснабжения".
Предусматривается, что целевая модель будет внедряться на территории отдельных поселений и городских округов по решению Правительства Российской Федерации при обязательном наличии согласия органов местного самоуправления и органов власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом закреплен четкий механизм перехода территорий к новой модели теплоснабжения, в котором усиленную роль играют исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Так, определены критерии для поселений, которые могут быть отнесены к ценовой зоне теплоснабжения, одним из которых является совместное обращение исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО) в Правительство Российской Федераций, включающее в себя обязательства сторон, принимаемые на себя в условиях новой модели рынка тепловой энергии. Данный критерий позволит зафиксировать обязательства по инвестициям и другие условия работы ЕТО в новой модели, такие как цены для потребителей, параметры работы оборудования, дополнительные требования к стандартам деятельности ЕТО и т.д. Кроме того, предусмотрено участие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в процессе принятия решения о переходе к новой модели. В соответствии с Федеральным законом, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования обязан уведомить о намерении подать совместное Обращение не позднее чем за 30 дней до подписания указанного обращения. В свою очередь, законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе высказать свое мнение о переходе на новую модель. Подписанное соглашение направляется в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на получение согласия.
Решение об отнесении или неотнесении поселения к ценовой зоне теплоснабжения принимается Правительством Российской Федерации. Федеральным законом определяются условия и сроки принятия такого решения.
Федеральный закон также наделяет Правительство Российской Федерации новыми полномочиями, в том числе: утверждение правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения; утверждение правил определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность); утверждение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии и теплоносителя.
Кроме того, Федеральный закон уточняет полномочия органов местного самоуправления городских поселений и городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях, а также предусматривает, что органы исполнительной власти субъектов в области государственного регулирования цен (тарифов) утверждают предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность). При этом закреплена возможность устанавливать предельную цену на тепловую энергию на уровне ниже цены "альтернативной котельной" по соглашению между ЕТО и муниципалитетом в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон устанавливает требования к деятельности ЕТО в ценовых зонах теплоснабжения. При этом предусматривается, что единая теплоснабжающая организация обязана реализовывать мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенные для нее в схеме теплоснабжения в соответствии с перечнем и сроками, указанными в схеме теплоснабжения.
Федеральный закон закрепляет содержание стандартов качества обслуживания ЕТО потребителей тепловой энергии, а также стандартов ее взаимодействия с иными теплоснабжающими организациями.
Федеральным законом предусмотрена ответственность ЕТО за несоблюдение инвестиционных мероприятий в схеме теплоснабжения, в том числе за счет включения в число условий соглашения обязательств ЕТО по предоставлению обеспечения исполнения своих обязательств по выполнению мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации систем теплоснабжения, включенных в схему теплоснабжения.
Кроме того, Федеральный закон уточняет порядок взаимодействия ЕТО и теплосетевых организаций при подключении потребителей к системе теплоснабжения, а также порядок снижения ЕТО платы за тепловую энергию в случае нарушения параметров надежности и качества теплоснабжения в договорах теплоснабжения при наличии задолженности потребителя по оплате тепловой энергии (мощности),
Федеральный закон закрепляет нормы, устанавливающие антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения, содержащие четкие критерии и процедуры антимонопольного регулирования деятельности ЕТО. Положение ЕТО признается доминирующим в сфере теплоснабжения. Объектами контроля являются цены, распределение тепловой нагрузки в системе теплоснабжения и соблюдение правил (порядка) заключения договоров в сфере теплоснабжения. В случае неоднократного нарушения ЕТО антимонопольного законодательства антимонопольный орган направляет органу исполнительной власти, утвердившему схему теплоснабжения, предложение о лишении организации статуса ЕТО.
Федеральным законом закрепляется последовательность и содержание мероприятий, подлежащих исполнению в течение переходного периода, когда происходит подготовка к запуску новой модели на территории муниципального образования, отнесенного к ценовой зоне теплоснабжения. Так, в течение переходного периода должна быть произведена актуализация схемы теплоснабжения в соответствии с требованиями новой модели, установлен предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) для потребителей ЕТО. Переходный период начинается с даты принятия решения об отнесении муниципального образования к ценовой зоне теплоснабжения и заканчивается датой вступления в силу предельного уровня цены. Также должно быть заключено соглашение об исполнении указанной схемы теплоснабжения, в котором закрепляются инвестиционные обязательства ЕТО, ответственность ЕТО за их невыполнение, финансовые гарантии ЕТО по выполнению своих обязательств, региональные особенности стандартов деятельности ЕТО, обязательства ЕТО по поддержанию оборудования в надлежащем состоянии.
В случае если ЕТО не разрабатывает схему теплоснабжения, то исполнительный орган местного самоуправления вправе разработать ее сам (в том числе использовать предложения о разработке схемы теплоснабжения от иных лиц), что уменьшит зависимость органов местного самоуправления от бездействия ЕТО и устранит риск отсутствия схемы теплоснабжения.
В целом, Федеральный закон направлен на повышение эффективности функционирования и развитие систем теплоснабжения, а также на улучшение условий теплоснабжения потребителей.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует одобрить Федеральный закон,
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения".
Председатель Комитета |
Ю.В. Неёлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.