Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 июля 2017 г. N 85-АПГ17-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" о признании не действующим пункта 1 приказа Министерства тарифного регулирования Калужской области от 4 декабря 2015 г. N 507-РК "Об установлении тарифов в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Калужской области для открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания", по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" на решение Калужского областного суда от 7 апреля 2017 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" Зиновьевой М.С., Лариной А.Ю., Михеева Д.В., представителя Министерства конкурентной политики Калужской области Финакина А.О., представителя Федеральной антимонопольной службы Писаревой А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Центральная пригородная пассажирская компания" (далее - ОАО "Центральная ППК", Компания) обратилось в Калужский областной суд с заявлением о признании не действующим пункта 1 приказа Министерства тарифного регулирования Калужской области от 4 декабря 2015 г. N 507-РК "Об установлении тарифов в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Калужской области для открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания".
Решением Калужского областного суда от 7 апреля 2017 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Центральная ППК" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Относительно апелляционной жалобы Министерство конкурентной политики Калужской области (правопреемник Министерства тарифного регулирования Калужской области), Федеральная антимонопольная служба и прокуратура Калужской области представили возражения.
В судебное заседание представители прокуратуры Калужской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством. К их числу отнесена перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (пункт 5 Перечня).
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ) предусмотрено, что тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
В силу части 2.1 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ экономически обоснованный уровень тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, а также тарифы, сборы и плата за данные перевозки, оплачиваемые пассажирами при осуществлении поездок в пригородном сообщении, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с абзацем вторым части 2.1 статьи 8 указанного федерального закона порядок разрешения споров по вопросам установления (изменения) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и субъектами естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, а также методики расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня таких тарифов, сборов и платы за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, и расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, определяются федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28 сентября 2010 г. N 235-Т/1 утверждена Методика расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации (далее - Методика N 235-т/1), которая предназначена для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и организациями, осуществляющими деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении и являющихся субъектами естественных монополий (пункт 2 Методики N 235-т/1).
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 950 утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственном регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно пунктам 1, 3, 4 и 6 названного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
Положением о Министерстве тарифного регулирования Калужской области, утвержденным постановлением Правительства Калужской области от 1 марта 2013 г. N 111, по состоянию на момент принятия оспариваемого приказа, вопрос о регулировании тарифов в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении находился в ведении названого министерства.
Согласно материалам дела пунктом 1 приказа Министерства тарифного регулирования Калужской области (далее - Министерство тарифного регулирования, орган регулирования) от 4 декабря 2015 г. N 507-РК установлен экономически обоснованный уровень тарифа в отношении работ (услуг), оказываемых ОАО "Центральная ПИК" в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Калужской области, в размере 24,91 руб. за одну зону (10 пассажиро-километров).
Названный приказ зарегистрирован в Администрации Губернатора Калужской области 21 декабря 2015 г. за N 5679 и опубликован на сетевом издании "Сайт "Газеты Калужской области "Весть" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.vest-news.ru) 25 декабря 2015 г.;
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что органом регулирования при определении уровня экономически обоснованного тарифа на 2016 год безосновательно не приняты расходы общества на электроэнергию, а также неправильно определена величина пассажирооборота, влияющая на размер тарифа.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно материалам дела, 12 августа 2015 г. ОАО "Центральная ППК" обратилось в Министерство тарифного регулирования с заявлением об установлении тарифа на услуги по железнодорожным перевозкам в пригородном сообщении по территории Калужской области на 2016 год, предоставив, в том числе пояснительную записку и соответствующие расчеты.
По результатам представленных Компанией материалов органом регулирования проведена экспертиза экономического обоснования тарифа и составлено экспертное заключение N 321/Пр-02/922-15.
По мнению Компании расчет экономически обоснованных затрат на использование подвижного состава, расчет собственных расходов, расходов по оформлению проездных документов, а также прогнозируемого пассажирооборота на территории Калужской области произведен органом регулирования с нарушением Методики N 235-т/1.
Статьей 13 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ предусмотрено, что субъекты естественных монополий, иные хозяйствующие субъекты, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны по требованию органов регулирования естественных монополий предоставлять достоверные документы, объяснения в письменной и устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления органами регулирования естественных монополий функций, предусмотренных Федеральным законом "О естественных монополиях".
Пунктом 9 Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а также перечня документов, представляемых для их установления (изменения), утвержденного приказом ФСТ России от 19 августа 2011 г. N 506-Т, предусмотрен расчет экономически обоснованного уровня тарифа (индекса изменения тарифа) с приложением алгоритма расчета затрат по элементам расходов, перечня показателей (при необходимости расчета этих показателей), используемых при определении экономически обоснованного уровня тарифа.
Пунктом 5 Методики N 235-т/1 также предусмотрено, что расчет экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги, оказываемые компанией пригородных пассажирских перевозок в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, выполняется на основе расчета материальных затрат в текущем периоде и на период регулирования, в состав которых включаются расходы на электроэнергию.
Согласно экспертному заключению регулирующим органом не приняты в заявленном Компанией объеме расходы по статье "Электроэнергия", связанные с затратами по оплате электроэнергии, потребляемой при работе АСОКУПЭ, введенных в эксплуатацию в соответствии с договором от 15 декабря 2014 г. N Д-340 МоскДПО о возмещении затрат на содержание объектов арендованных ОАО "Центральная ППК" по договору аренды, заключенному с ОАО "Российские железные дороги" от 30 июня 2014 г. N ЦРИ/04/А/4423/14/003183, поскольку ни в пояснительной записке ОАО "Центральная ППК" на 2016 год, ни в иных документах, представленных Компанией для установление тарифа, не содержится подробный алгоритм расчета по названной статье расходов, а также отсутствует их экономическое обоснование и документальное подтверждение.
Расчет по данной статье затрат произведен органом регулирования по формуле 10, предусмотренной пунктом 22.9.2.3.2 Методики N 235-т/1, в соответствии с которым расходы на электроэнергию рассчитываются с учетом прогнозного изменения объемных показателей деятельности субъекта регулирования в части железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в текущем периоде по сравнению с предыдущим отчетным периодом, прогнозного значения индекса роста цен на электроэнергию для всех категорий потребителей, за исключением населения, выраженный в процентах, на текущий период, расходов на электроэнергию на прочие нужды поездов в отчетном периоде, предшествующем текущему, а также доли расходов на электроэнергию на прочие нужды, зависящих от объемов работ субъекта в части железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении.
В соответствии с положениями названной Методики индексации подлежали расходы компании за отчетный период, которым является 2014 год, в том числе электроэнергия с учетом данных прогноза социально-экономического развития, утвержденного Минэкономразвития России.
Проанализировав представленные в материалы тарифного дела документы, в том числе оборотно-сальдовую ведомость (графа "Аренда имущества" счета 20), содержащую информацию по затратам на электроэнергию, органом регулирования учтены расходы Компании при формировании тарифа на 2016 год с учетом сложившегося факта 2014 года с применением индексов инфляции и индексов изменения объемов работ.
Согласно пункту 23.6 Методики N 235-т/1 ожидаемые на текущий период (год) и прогнозные на период регулирования индексы изменения отправленных пассажиров в пригородном сообщении определяются с учетом прогнозной динамики дальности поездки пассажира и прогноза пассажирооборота. При этом темпы изменения пассажирооборота в пригородном сообщении определяются на базе прогнозной динамики вагоно-километровой работы с корректировкой на населенность вагонов. Населенность вагонов принимается в расчетах по согласованию с регулирующим органом. Если населенность вагонов компании пригородных пассажирских перевозок на ожидаемый период (год) или на период регулирования оказывается ниже, чем в отчетном периоде, оценка индексов изменения пассажирооборота производится регулирующим органом с учетом стимулирования прироста объемов работы субъектов регулирования, в том числе за счет снижения количества безбилетных пассажиров.
Согласно материалам дела во исполнение указанного пункта Методики N 235-т/1 при определении уровня пассажирооборота на 2016 год органом регулирования использовался показатель средней населенности вагона в соответствии с фактическими данными за 2014 год в размере 20,282 чел.
Отдельный учет уровня пассажирооборота на территории субъекта с разделением по каждому маршруту в отдельности Компанией не осуществлялось.
В рамках проведенного анализа материалов, представленных Компанией, установлено, что в 2015 году административный истец изменил систему распределений объемных показателей и доходных поступлений от пассажирских перевозок в пригородном сообщении по субъектам, в которых осуществляется деятельность ОАО "Центральная ППК", в связи с чем с 1 января 2015 года Компания распределяет доходы в соответствии с объемами пассажиро-километровой работы (прямой учет по субъекту следования), при этом собственные расходы распределяются согласно доле отправленных пассажиров (учитываются расходы за оказание услуг на территории других субъектов). При этом изменения в Методику N 235-т/1 по способу расчета пассажирооборота и иных показателей в 2015 году не вносились.
Таким образом, при формировании тарифной заявки Компания должна была руководствоваться положениями Методики N 235-т1, в том числе в части ведения статистической отчетности, представляемой в орган регулирования для расчета размера пассажирооборота.
Доводы Компании о необходимости расчета фактического пассажирооборота исходя из Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 августа 2014 г. N 225, которым предусматриваются правила ведения управленческого раздельного учета доходов и расходов, то есть данных, которые необходимы для повышения эффективности деятельности компании и усовершенствования показателей управленческого звена организации, являются необоснованными, поскольку порядок распределения объемов пассажиро-километровой работы по субъектам Российской Федерации вышеуказанным приказом не определен.
Управленческий учет относится к внутреннему документообороту организации и не служит основанием к изменению Министерством тарифного регулирования учета пассажиров.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Калужского областного суда от 7 апреля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 июля 2017 г. N 85-АПГ17-5
Текст определения официально опубликован не был