Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 июля 2017 г. N 7-АПГ17-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ассоциации "Объединение организаций, управляющих недвижимостью "Стратегия" о признании недействующим постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28 октября 2016 г. N 105-н "О внесении изменений в постановление РСТ Ивановской области от 16 декабря 2013 г. N 586-н/1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Ивановской области" по апелляционной жалобе Департамента энергетики и тарифов Ивановской области на решение Ивановского областного суда от 3 марта 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя ассоциации "Объединение организаций, управляющих недвижимостью "Стратегия" Махова А.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
ассоциация "Объединение организаций, управляющих недвижимостью "Стратегия" (далее также - Ассоциация) обратилась в Ивановский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее также - Департамент, регулирующий орган) от 28 октября 2016 г. N 105-н "О внесении изменений в постановление РСТ Ивановской области от 16 декабря 2013 г. N 586-н/1 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Ивановской области" (далее - Постановление N 105-н).
В обоснование заявленного требования административный истец сослался на то, что оспариваемое постановление противоречит требованиям федерального законодательства ввиду необоснованного отказа в применении при расчетах нормативов метода аналогов, а также неправильного применения расчетного метода, выразившегося в том, что при расчете нормативов на общедомовые нужды Департаментом использованы недостоверные данные относительно общей площади всех помещений, входящих в состав общего имущества собственников многоквартирных домов, а также относительно численности жителей.
Решением Ивановского областного суда от 3 марта 2017 г. административное исковое заявление Ассоциации удовлетворено. Постановление N 105-н признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель Департамента, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Прокуратурой Ивановской области и ассоциацией "Объединение организаций, управляющих недвижимостью "Стратегия" поданы возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что при установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды регулирующий орган использовал расчетный метод, не доказав невозможность применения метода аналогов, а также при расчете нормативов на общедомовые нужды Департаментом использованы недостоверные сведения относительно общей площади всех помещений, входящих в состав общего имущества собственников многоквартирных домов, а также относительно численности жителей, что противоречит Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает выводы суда правомерными в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306), нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Постановление N 105-н вынесено регулирующим органом по своей инициативе в соответствии с предоставленными полномочиями в установленной форме (пункты 1.4 и 3.13 положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденным постановлением правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. N 577-п) и размещено 31 октября 2016 г. на официальном сайте правительства Ивановской области www.ivanovoobl.ru и официально опубликовано 4 ноября 2016 г. в "Ивановской газете" N 87 (5983).
Согласно пункту 19 Правил N 306 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 603, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
В рассматриваемом случае нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета на территории Ивановской области определены расчетным методом.
Согласно пункту 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Суд первой инстанции сделал вывод, что уполномоченным органом при определении нормативов потребления коммунальных услуг неправомерно применен расчетный метод, который может быть выбран в том случае, если невозможно применить метод аналогов, имеющий приоритетное значение по отношению к расчетному методу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, доказательства, представленные Департаментом, не подтверждают невозможность применения метода аналогов в целях установления оспариваемых нормативов. Так, отсутствие у Департамента достаточных данных приборов учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых домах для формирования представительной выборки связано в том числе с тем, что регулирующий орган не в полной мере использовал предоставленные ему пунктом 9 Правил N 306 полномочия по запросу необходимой информации у ресурсоснабжающих организаций, которые такими сведениями располагали.
Кроме того, при расчете нормативов на общедомовые нужды расчетным методом Департамент использовал неполную и недостоверную информацию относительно общей площади всех помещений, входящих в состав общего имущества собственников многоквартирных домов, а также относительно численности жителей многоквартирных домов.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемые положения нормативного правового акта применялись гражданами и организациями жилищно-коммунального хозяйства при расчетах за оплату коммунальных услуг, признал Постановление N 105-н недействующим со дня вступления в законную силу решения суда, что соответствует требованиям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ивановского областного суда от 3 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента энергетики и тарифов Ивановской области без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 июля 2017 г. N 7-АПГ17-4
Текст определения официально опубликован не был