Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 июля 2017 г. N 10-АПГ17-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Никулиной Е.С. о признании не действующим пункта 7 Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 24 декабря 2013 г. N 241/925, по апелляционной жалобе администрации города Кирова на решение Кировского областного суда от 22 марта 2017 г., которым требование удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей Никулиной Е.С. по доверенности Зырянова К.В. и Никулина А.Н., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Кировской области от 24 декабря 2013 г. N 241/925 (далее - Постановление N 241/925) утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Кировской области (далее - Положение). Согласно пункту 7 Положения расчет годового размера арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных для строительства объектов недвижимости, в отношении которых не было принято решение об их вводе в эксплуатацию, с момента завершения нормативного срока строительства объекта осуществляется в двукратном размере, установленном названным Положением.
Индивидуальный предприниматель Никулина Е.С. (далее - ИП Никулина Е.С.) обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании не действующим пункта 7 Положения с даты начала применения оспариваемого акта в отношении административного истца (25 ноября 2015 г.).
Решением Кировского областного суда от 22 марта 2017 г. пункт 7 Положения признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация города Кирова, ссылаясь на то, что ограничения в федеральном законодательстве по установлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации повышенной арендной платы за пользование земельными участками отсутствуют, просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Правительством Кировской области представлен отзыв, в котором поддержаны доводы апелляционной жалобы.
Административный истец, прокуратура Кировской области представили возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалоб и представления прокурора.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Постановление N 241/925 принято уполномоченным органом в установленной форме, подписано высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, 28 декабря 2013 г. размещено на официальном информационном сайте Правительства Кировской области http://kirovreg.ru, официально опубликовано 31 декабря 2013 г. в "Кировской правде" N 149 (25300) и по этим основаниям не оспаривается.
Департаментом муниципальной собственности администрации города Кирова по договору аренды земельного участка от 14 апреля 2016 г. ИП Никулиной Е.С. для завершения строительства торгово-офисного здания предоставлен земельный участок с кадастровым номером ..., государственная собственность на который не разграничена.
В связи с тем, что нормативный срок строительства объекта недвижимости, расположенного на данном земельном участке, истек 15 мая 2014 г., департамент муниципальной собственности администрации города Кирова производит расчет арендной платы с применением пункта 7 Положения в двухкратном размере с момента фактического использования административным истцом земельного участка (25 ноября 2015 г.). Вместе с тем срок строительства объекта недвижимости в соответствии с частью 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на дату принятия решения судом первой инстанции продлен до 15 мая 2017 г. Сведений о перерасчете арендной платы департаментом муниципальной собственности администрации города Кирова в материалах дела не имеется.
Суд первой инстанции, установив, что при введении оспариваемого размера коэффициента анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, не проводились, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворении административного искового заявления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" предусмотрен принцип экономической обоснованности, согласно которому арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 г. N 424-О, государственным органам надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Вместе с тем имеющаяся в материалах дела пояснительная записка к проекту Постановления N 241/925 не содержит доказательств того, что Правительством Кировской области производились какие-либо расчеты в целях обоснования введения повышающего коэффициента для расчета арендной платы в случае несоблюдения сроков строительства. Отсутствие документов, свидетельствующих об учете экономических и иных факторов при принятии оспариваемого положения, подтверждено в ходе рассмотрения дела представителем административного ответчика.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Основания для отмены решения суда первой инстанции, в том числе на которые ссылается податель апелляционной жалобы, в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Кировского областного суда от 22 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Кирова без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 июля 2017 г. N 10-АПГ17-6
Текст определения официально опубликован не был