Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 мая 2017 г. N 03-05-05-03/33154
Департамент налоговой и таможенной политики совместно с Правовым департаментом рассмотрел повторное обращение по вопросу исчисления размера нотариального тарифа за удостоверение соглашения о разделе общего имущества супругов, нажитого в период брака, и сообщает, что позиция Минфина России по данному вопросу, изложенная в письме от 4 октября 2016 г. N 03-05-05-03/57598, не изменилась.
Вместе с тем отмечаем, что поставленный в обращении вопрос связан с оценкой предмета договора, сделки и, следовательно, не относится к вопросу применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в связи с чем его разъяснение не относится к компетенции Минфина России.
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака, должно быть нотариально удостоверено.
Таким образом, соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака, является сделкой, требующей обязательного нотариального удостоверения.
Следовательно, в силу статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 за нотариальное удостоверение соглашения о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака, должна уплачиваться государственная пошлина (нотариальный тариф) в соответствии со статьей 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Подпунктами 5 и 6 пункта 1 статьи 333.24 Кодекса установлены различные размеры государственной пошлины за нотариальное удостоверение договоров, сделок в зависимости от того, подлежат ли их предметы оценке.
По нашему мнению, за нотариальное удостоверение соглашения о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака, государственная пошлина (нотариальный тариф) уплачивается в размере 500 рублей в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.24 Кодекса, как за удостоверение сделок, предмет которых не подлежит оценке.
Указанный вывод был сделан исходя из нормы пункта 2 статьи 38 СК РФ, согласно которой общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению, то есть добровольно и при отсутствии споров между супругами, в том числе о стоимости имущества.
В данном случае законодательством Российской Федерации не предусматривается проведение обязательной оценки имущества.
В соответствии с частью первой статьи 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) проведение оценки общего имущества супругов является обязательным при возникновении спора о его стоимости, в том числе при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества.
Согласно пункту 3 статьи 38 СК РФ в случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производятся в судебном порядке. При разделе общего имущества супругов суд по требованию супругов определяет, какое имущество подлежит передаче каждому из супругов. В случае если одному из супругов передается имущество, стоимость которого превышает причитающуюся ему долю, другому супругу может быть присуждена соответствующая денежная или иная компенсация.
Из положений части первой статьи 8 Федерального закона N 135-ФЗ и статьи 38 СК РФ следует, что раздел общего имущества супругов возможен либо по соглашению, либо, в случае возникновения спора, по решению суда, и указанное имущество подлежит оценке только во втором случае.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению Минфина, за нотариальное удостоверение соглашения о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака, госпошлина (нотариальный тариф) уплачивается в размере 500 руб.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 мая 2017 г. N 03-05-05-03/33154
Текст письма официально опубликован не был